Структуры татарстанского МВД по борьбе с наркотиками вчера получили очередной удар. Двум сотрудникам отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Набережных Челнов, которых ранее обвиняли в вымогательстве и получении взятки, предъявили обвинение в похищении человека. Следствие обратилось в суд с просьбой взять оперуполномоченных под стражу, но, как и в случае с первыми лицами республиканского ОБНОН, получили отказ. Как и в громком полицейском скандале, за которым внимательно следит газета «БИЗНЕС Online», обвинение их коллегам из автограда строится на показаниях одного потерпевшего.
СЛЕДСТВИЕ: ПОЛИЦЕЙСКИЕ ПОССОРИЛИСЬ ИЗ-ЗА ДАМ
В Советский районный суд Казани вчера во второй половине дня доставили двух оперуполномоченных отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УМВД Набережных Челнов — Айдара Имамиева и Максима Рябинкина. Суть дела такова. По версии следствия, в мае этого года в отделе полиции №4 Набережных Челнов Имамиев и Рябинкин подбросили индивидуальному предпринимателю Виктору Гарину сверток с неустановленным веществом. Потом стражи порядка заявили, что это наркотики, и изъяли сверток в присутствии понятых. Затем, по версии следствия, оперуполномоченные вымогали у Гарина 200 тыс. рублей, обещая взамен не привлекать его к уголовной ответственности и уничтожить документы, подтверждающие факт изъятия наркотиков. В итоге сотрудникам ОБНОН из автограда предъявили обвинения в вымогательстве группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 163 УК РФ) и в получении взятки (ч. 5 ст. 290 УК РФ).
Но 18 октября Набережночелнинский городской суд отказал следователям, которые просили назначить Имамиеву и Рябинкину меру пресечения в виде заключения под стражу. Тогда сотрудникам полиции предъявили еще одно обвинение — в похищении человека (ст. 126 УК РФ). По версии следователей, Гарина против его воли похитили и доставили в отдел полиции. Отчасти пролить свет на эту версию смог сам потерпевший Гарин, который сегодня приехал в суд вместе с супругой.
По словам Гарина, в мае на базе отдыха у него произошла ссора с двумя девушками из-за неудачной шутки. Увидев двух незнакомок, приехевших на базу, он воскликнул «О, девочки подъехали!». Одна из девушек якобы оказалась супругой оперуполномоченного Рябинкина. С дамами у Гарина произошла перепалка из-за неосторожной фразы. Через несколько дней Гарина задержали и доставили в отдел полиции «Электротехнический». Там Рябинкин вместе с Имамиевым якобы подбросили Гарину наркотики. Что было дальше — изложено в первоначальной версии следователей — вымогательство, дача взятки, закрытие дела.
Так как сотрудникам ОБНОН предъявили новое обвинение, более тяжкое, следователи решили, что суд должен пересмотреть решение о мере пресечения. Все уголовные дела в отношении Имамиева и Рябинкина объединили в одно производство и передали расследование в центральный аппарат следственного комитета в Казань. Поэтому сегодня решение о мере пресечения принимал уже не Набережночелнинский городской суд, а районный суд столицы Татарстана. Еще одно интересное изменение по делу: если ранее все оперативное сопровождение вели сотрудники УФСБ, то недавно дело в этой части взяла под контроль спецслужба УФСКН.
ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
Морально поддержать обвиняемых в суд сегодня пришел начальник полиции Казани Руслан Халимдаров. Напомним, утром 29 ноября следственный комитет РФ по РТ сообщил о задержании самого Халимдарова, его коллег — Андрея Алексеева, Дмитрия Андриенко и Марата Садыхова. Согласно версии следователей, в зависимости от роли каждого они подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), частью 2 статьи 228 УК РФ («Незаконное приобретение, хранение, перевозка наркотических средств в значительном размере»), частью 3 статьи 294 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению правосудия и производства предварительного расследования, совершенные лицом с использованием своего служебного положения»). Но суд не взял под стражу ни одного из них, а обвинение было предъявлено только Андриенко и Садыхову. Зато следователям удалось через суд отстранить всех фигурантов от занимаемых должностей на время следствия. Все четверо попали под подозрение после того, как против них дал показания рецедивист Олег Кучаев — он обвинил высшие чины МВД в том, что те подкинули ему наркотики, оказывали на него давление. Но в этой историии на проверку оказалось много вопросов — к примеру, на прошлой неделе адвокаты первых лиц республиканского ОБНОН и начальника полиции Казани обнародовали видеозапись, которая стала настоящим компроматом на сотрудников Госнаркоконтроля. Этим роликом уже заинтересовалась прокуратура, а отношения между министром внутренних дел РТ Артемом Хохориным и руководителем республиканского УФСКН Фаязом Шабаевым со стороны выглядят сейчас как минимум прохладно — в кулуарах муссируют версию о том, что из стадии негласной борьбы два силовых ведомства перешли в стадию военного положения.
На этом фоне структура ОБНОН была атакована не только в центральном аппарате МВД, но и в Набережных Челнах. И теперь оборону приходится вести на «два фронта». Причем важно обратить внимание на то, что дело в отношении сотрудников отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков автограда было запущено еще в начале осени — то есть до того, как следственный комитет объявил о начале уголовного преследования в отношении «верхушки» ОБНОН. Возможно, уголовное дело в отношении полицейских из Челнов не набрало бы столь мощные обороты, если бы не подозрения в отношении первых лиц ОБНОН республики. Но, как известно, служба внутренней безопасности федерального МВД после участия в задержании Халимдарова, Андриенко, Алексеева и Садыхова, отправилась в Набережные Челны — там силовики из Москвы дали, по всей видимости, «второе дыхание» делу Имамиева и Рябинкина. К слову, оба были подчиненными Халимдарова, когда тот возглавлял республиканский ОБНОН.
ОТ ГРЕХА ПОДАЛЬШЕ
Самих оперуполномоченных ОБНОН из автограда, задержанных несколько дней назад, в суд вчера доставили оперативники в черных масках. Судью больше всего интересовало, почему следователи решили повторно просить суд об аресте, если ранее им не удалось добиться в суде заключения обвиняемых под стражу, кроме того, они получили отказ на ходатайство об отстранении Имамиева и Рябинкина от занимаемых должностей на время следствия. Следователь, отвечая судье, отметил, что за это время оперуполномоченным было предъявлено новое обвинение — в похищении людей, а потерпевший обратился к ним с заявлением об угрозах.
Правда «угрозы» оказались весьма странными. 21 сентября Гарин попал в ДТП, и другой участник аварии, с его слов, начал угрожать ему пистолетом. Мужчина решил, что все это могло быть провокацией со стороны сотрудников ОБНОН. Правда, мужчина, сидевший за рулем автомобиля, в который въехал Гарин, никакого отношения к правоохранительным органам не имеет...
— Вы думаете, что меня после задержания отпустили за красивые глаза?! — негодовал после судебного заседания Гарин. — Слава богу, что у меня при себе тогда 200 тысяч рублей оказалось, а то бы я сейчас сидел. Нашей семье действительно страшно, мы даже сына увезли в другой город жить от греха подальше.
Еще одним «тревожным звонком» для Гарина, который вместе с супругой Натальей занимается частными перевозками в Набережных Челнах, стал обстрел из пневматического ружья автобуса из их автопарка. Его обстреляли на остановке «Проспект Хасана Туфана», он в момент обстрела следовал по маршруту №109.
Судья, изучив материалы дела, решил, что обвиняемых можно оставить под подпиской о невыезде и задержанных сотрудников ОБНОН выпустили из клетки прямо в зале суда.
— Предварительное следствие идет, на наш взгляд, необъективно, — объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», выйдя из зала суда, адвокат Руслан Сибгатуллин, представляющий интересы Имамиева. — Идет гонение на сотрудников, интересы которых мы представляем. Видно, что со стороны следствия и потерпевшего все средства хороши — как законные, так и незаконные. Сейчас им вменяют еще и похищение человека — материалы дела сегодня оглашали в суде. В них идет речь о том, что сотрудники полиции Имамиев и Рябинкин задержали Гарина и доставили в отдел полиции. Это обычная процедура — если человек в чем-то подозревается, полицейские могут его доставить в отдел, установить его личность, выяснить причастность. Если человек чист перед законом, его отпускают. В данном случае все было законно, они привезли потерпевшего не в подвал, не в квартиру — доставили в ближайший отдел полиции. Потерпевшего не били, он сам ушел из отдела своими ногами.
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС ГАРИНЫХ
Интересна личность пострадавшего от действий обноновцев. Скандалы к супругам Виктору и Наталье Гариным так и липнут. Такое ощущение остается после обзора челнинских СМИ за последние несколько лет. Еще в бытность мэром Набережных Челнов Ильдара Халикова, нынешнего премьер-министра РТ, а точнее — в июле 2007 года, почти половина водителей «Газелей» маршрута №109, обслуживаемого супругами Гариными, не вышли на линию, устроив забастовку. Как сообщали тогда СМИ, около 50 человек отказались работать с ИП Н.Гариной. Они пояснили, что около года назад, когда проводился тендер на обслуживание городских маршрутов, согласно условиям конкурса, его участники должны были иметь в собственности определенное количество автобусов. Гарины предложили более 20 водителям, владеющим собственными «Газелями», переоформить машины на них, чтобы выиграть тендер на маршруте №109.
— Когда машины переоформили, первое время все было хорошо, нам говорили, что мы молодцы, победили, а потом настроение поменялось. Я хозяин, говорит, что хочу, то и делаю, — рассказал тогда один из водителей Дмитрий Глушков.
Водители жаловались, что Гарины с ними грубо разговаривают, вводят всевозможные поборы. В конце концов, людей поставили перед фактом, что машины им не принадлежат.
— Факт в том, что у меня хотят забрать машину. И у всех такая ситуация. Мы отсюда не уйдем ни сегодня, ни завтра, пока мэрия не примет какое-либо решение. Потому что наши машины, которые мы потом и кровью заработали, никто отдавать не собирается, — заявил другой водитель Ильгиз Хайрутдинов.
— ПТС без моего ведома заложили в банк. Мне «Газель» сейчас не отдают, говорят, нужна подпись Натальи Гариной. И работать не дает, и машину не забрать, — жаловался Игорь Приходько.
О своих проблемах водители, работающие на маршруте №109, написали в письме на имя мэра города и в прокуратуру. Под ним подписались около 50 человек. В итоге властям удалось усадить за стол переговоров бастующих водителей и Гариных. Конфликт объявили исчерпанным, однако его отголоски были слышны не один месяц.
В мае 2010 года Гарины перестали перевозить льготников. «Я вынуждена сократить количество рейсов, — пояснила Наталья. — Просто, когда человек приходит в коммерческий магазин, ему же не раздают продукты бесплатно, несмотря на то, что у него есть пенсионное удостоверение. Точно так же и мы не можем перевозить бесплатно. Никто нам это не компенсирует».
Кроме того, Гарина заявила, что по ее информации появится еще один перевозчик, который будет курсировать по маршруту №109. По ее мнению, таким образом ее хотят вытеснить с бизнеса, за то, что она не соглашается работать себе в убыток. «Это перевозчик, который ни разу не выставлялся на конкурс на 109-й маршрут. Просто они (чиновники мэрии — прим. ред.) ему раздадут маршрутные карты, дадут, может быть, графики движения, и эти автобусы предполагают возить пассажиров по 109 маршруту», — заявила тогда Наталья.
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.