О предполагаемом мошенничестве на 3 миллиарда уже почти никто и не вспоминает. Зато все знают, что за время домашнего ареста экс-чиновница Минобороны "почти сформировалась как художник", ее стихи – пронзительный "дневник молодой женщины", не говоря уж о музыке. Творческая биография обвиняемой развивается гораздо быстрее, чем ее уголовное дело. Ее изучила "Фонтанка".
Во вторник, 14 октября, движение "Офицеры России" потребовало перевести Евгению Васильеву, обвиняемую в мошенничестве в особо крупных размерах и легализации преступно нажитых средств, из-под домашнего ареста в СИЗО. Как сообщила пресса, глава организации написал об этом в Следственный комитет. Офицеров России оскорбило, что "чиновница, обвиняемая в хищениях и аферах, нанесших государству ущерб на огромную сумму", не просто отбывает арест в своей роскошной квартире, но еще "при этом фактически ведет светский образ жизни".
"Прикольно!!", – лайкнула новость в Фейсбуке сама Васильева. И привела ссылку на новость об офицерах России.
Письмо офицеров появилось после ее клипа про алые "тапки Сердюкова", ставшего знаменитым (как и прежние образцы ее творчества) в первые минуты после публикации в Сети. Музыка и слова Евгении Васильевой, но их можно и не слушать. Достаточно смотреть. Исполняет автор.
По просьбе "Фонтанки" творчество Евгении Васильевой оценил музыкальный критик Артемий Троицкий.
– Евгения Васильева ничуть не хуже, чем 99 процентов наших попсовых певиц, – считает он. – А с точки зрения внешности – так и лучше большинства. Женщина она яркая, фигуристая. Вокальные данные – на среднем уровне нашей попсы. Что касается ее авторских способностей, так я не вижу принципиальной разницы между способностями ее – и большинства наших эстрадных композиторов. Все они пишут музыку приблизительно одинаковую.
Только Васильева, в отличие от наших именитых композеров, не претворяется композитором и не претендует на то, что создает нетленку. А так – что послушать песню про тапки, что послушать песню про маленькие часики.
Журналист и писатель Игорь Дудинский, которого почему-то называют (по его словам – безосновательно) инициатором "пиар-кампании" Васильевой, уверен, что песня станет шлягером на все времена.
– Основа клипа, песня, получилась на редкость прилипчивой, въедающейся в подсознание, таким и должен быть настоящий шлягер, – со знанием дела говорит он. – Можно не сомневаться, что клип войдет в репертуар многих известных исполнителей!.. А если серьезно, то люди, у которых клип вызвал возмущение, напрочь лишены чувства юмора
Песня о трех миллиардах
Клипа ждали давно. Васильева анонсировала его на своей странице в Фейсбуке. В минувшее воскресенье она почти свела с ума поклонников, которые не могут забыть предыдущих "Ни за что" и "Останься". Она написала: "Песня про тапки Сердюкова! Шок! Премьера на следующей неделе!!! Стихи мои, песня моя, съемки в квартире на Молочном!". На фото, помещенном ниже, пышнотелая, туго затянутая в корсет и черные колготки, с белокурой прядью, небрежно упавшей на глубокое декольте, Васильева должна была сразить наповал всех офицеров России. Всех до единого, включая офицеров будущих, потенциальных и тех, кто в запасе. Но нашлась, оказывается, целая офицерская организация, которую не проведешь даже на такой пышной мякине. И, словно издеваясь, Васильева перепостила новость о расстроенных офицерах России еще раз.
"После моей песни Сердюков просто обязан на мне жениться!)))", – написала она, когда клип набрал больше полумиллиона просмотров на Youtube.
Среди сотен "лайков" под репликами Васильевой в Фейсбуке есть отклики политолога Станислава Белковского.
– Мне симпатичен ее подход к жизни, – не стал он скрывать от "Фонтанки".
– Я не знаком с нею, мне трудно оценивать ее лично, но мне симпатично, что она, находясь под домашним арестом, не сдается, а активно манифестирует себя как творческого человека.
Многие, надо сказать, не знакомы Евгенией Васильевой лично. С сегодняшней. Даже, может быть, те, кто лично знал ее до ареста в конце 2012 года. Раньше ее, выпускницу юрфака СПбГУ (красный диплом), с 2001 года шагавшую по карьерной лестнице широко и твердо, характеризовали как "железную леди". И под статьи УК РФ, которые ей вменяются, обычно не попадают кисейные барышни и страдающие блондинки.
Напомним, что следствие инкриминирует бывшей главе департамента имущества Минобороны Евгении Васильевой 12 эпизодов, связанных с мошенничеством в особо крупных размерах, легализацией преступно нажитых средств, превышением должностных полномочий и злоупотреблением ими. В частности, по данным следствия, должностные лица Минобороны, в первую очередь – Васильева, выбирали в имущественном комплексе ведомства самые ценные объекты, вкладывали в них бюджетные деньги, а потом продавали их подконтрольным фирмам по заниженным ценам. Эти цены, по версии следствия, назначала подконтрольная тем же лицам экспертная компания. В общей сложности, считает следствие, Васильева причинила ущерб государству на 3 миллиарда рублей. Это вам не тапки алые.
Дело и тело
Судя по результатам, которые сегодня могут оценить все пользователи Сети, уголовное дело и заточение сказались на Евгении Васильевой самым позитивным образом. За год домашнего ареста из "железной леди" она вдруг превратилась в ту самую страдающую блондинку. Разбросала волосы, похудела, не утратив при этом сексапильных форм. Переоделась и начала информировать общество о своих личных переживаниях. В отличие от Навального с его жалкими 27 миллионами предполагаемого ущерба частной фирме, Евгения Васильева пользоваться Интернетом может.
О Евгении Васильевой как о натуре творческой стало известно после первого же обыска e нее дома. Поначалу завистники повторяли, что у Васильевой 13 комнат, что изъяли драгоценностей на миллионы долларов, что дома обнаружены полотна Айвазовского, Репина и Шишкина из Культурного центра Минобороны. Но очень скоро читатели газет и телезрители уже могли перечислить только художества самой Васильевой.
В декабре 2012 года, оказавшись под домашним арестом, она потребовала повара, уборщицу и шоппинг. Так потребовала, чтобы об этом узнало как можно больше народу. Потом объявила, что желает под арестом проживать вместе с бывшим министром обороны. Через год наружу начала рваться ее творческая натура. Чем дальше продвигалось уголовное дело – тем больше рвалась.
В марте 2013 года вместо изъятых украшений Васильева получила электронный браслет на ногу, а в апреле Следственный комитет сообщил, что к 11 эпизодам в деле может прибавиться двенадцатый. Тогда же Васильева объявила, что готовит к публикации поэтический сборник. После этого все, кто знал слово "Оборонсервис", уже не обсуждали, кто все-таки приложился к трем миллиардам – сам Сердюков или его любимая подчиненная. Они цитировали любовную лирику, просочившуюся в Сеть: "Разожми свою челюсть клыкастую, // Безоружная я, безопасная". "Ты за что меня пнул, пусть слегка, сапогом? // Или я не твоя и не твой это дом?". Что там за двенадцатый эпизод, а что в предыдущих одиннадцати – какая ерунда в сравнении с любовной лирикой такой невероятной поэтической силы.
В ноябре 2013 года СК объявил, что расследование завершено, но передать дело в суд невозможно, потому что "Васильева затягивает ознакомление с материалами". Вскоре выяснилось, что в неволе у Васильевой раскрылся еще один талант: она начала писать картины. Сразу стало совсем неинтересно – что там, в материалах дела, с которыми художник не хочет знакомиться. Гораздо интереснее было, что на картинах.
К концу марта 2014 года Евгения Васильева написала уже около ста картин. И 2 апреля адвокат пригласил журналистов на персональную выставку. С этого момента пресса, конечно, куда больше писала о художественной манере Васильевой, чем о решении Таганского суда Москвы, которым тот, так совпало, именно 2 апреля приговорил бывшую подчиненную новоиспеченной художницы к четырем годам колонии. Выставка "Цветы из неволи" открылась через две недели, 14 апреля, и произвела фурор. Живописную манеру Васильевой обсуждали до мая.
Тем временем обвиняемая все-таки должна была закончить знакомиться с делом, чтобы следствие могло направить его в суд. Можно представить, как все это было некстати для творческой (как выяснилось) личности: 14 мая открылась ее вторая выставка – "Жизнь за стеклом". Потом пресса разбирала на цитаты интервью журналу "Tatler", в котором белокурая красавица с чувственным ртом, сидящая за шахматной доской, рассказала "о романе с министром Сердюковым".
Конечно, 27 мая, когда официальный представитель СК сообщил, что предварительное следствие по делу в отношении Евгении Васильевой завершено, это мало кого интересовало. "Жизнь за стеклом" на следующий день торжественно закрывалась, но как раз подоспела новая веха в творческой биографии Евгении Васильевой: 28 мая у нее вышел поэтический сборник "Васильковые песни Жени Васильевой". Газеты публиковали не слова представителя СК Маркина, а выдержки из томика любовной лирики: "Но проплыву я белой птицей // И в алый дом свой не зайду. // Горячий он, как солнце вспышка, // Как пламя знамени в войну".
А через три дня подоспела песня. Уголовное дело приближалось к суду, а Евгения Васильева не давала поклонникам расслабиться: их ждал клип "Ни за что". Адвокат проанонсировал его в начале июня, премьера была назначена на 20 число. За день до этого певице вручили копию обвинительного заключения.
Предварительное слушание по делу состоялось 1 июля. В этот день Евгения Васильева сообщила, что написала портрет Ксении Собчак. С сочетанием этих двух имен не мог конкурировать никакой суд. Поэтому 10 июля почитатели таланта художницы даже не думали, какое из событий выбрать: открытие выставки "Страсти по Евгении" – или начало рассмотрения дела по существу, которое, вот совпадение, случилось в тот же день.
Суд идет, а Евгения Васильева продолжает держать поклонников в напряжении. В августе она пополнила галерею портретами Барака Обамы, Дмитрия Пескова (пресс-секретаря президента) и Сергея Зверева (стилиста). С последним она, как пообещал адвокат, еще споет. В сентябре на суд зрителей она представила портреты прокурора Крыма Натальи Поклонской и Владимира Евтушенкова, чья судьба ей, судя по всему, так близка, что впору передавать накопленный опыт. Жаль, что не у всех такой богатый творческой арсенал, какой продемонстрировала Васильева в клипе про тапки.
Писатель и журналист Игорь Дудинский выражает искреннее восхищение всеми гранями таланта Евгении Васильевой. Именно ему принадлежат слова о ней как о "сформировавшемся художнике".
– В процессе творчества она выработала и установила для себя некий эстетический контекст, в котором выглядит более чем органично, – объясняет он. – Чтобы судить и оценивать ее произведения, нужно для начала понять этот ее контекст – проникнуть в ее ауру, космос, в котором она живет, творит и чувствует себя как дома. Если духовный опыт богат, человек обращает взгляд внутрь себя и думает, где искать спасение. Евгения нашла свое спасение в творчестве.
Но – увы: в том, что всплески творческой активности Евгении Васильевой удивительно совпадают с продвижением в уголовном деле, злопыхатели могут увидеть тактику защиты. И зря – считает адвокат Юрий Новолодский. Зря выбрана такая тактика, если она действительно выбрана.
– Какое значение открытие выставки может иметь для уголовного дела? – удивляется он. – Адвокатов, которые препятствуют правосудию, у нас огромное количество. Но эти выставки и клипы, конечно, правосудию не препятствуют! А если эта женщина считает, что она приобретет всероссийскую узнаваемость, то не приобретет. Люди у нас живут небогато, и реакция у приземленного российского человека будет такая: она, такая-сякая, еще и стихи пишет!
Музыкальный критик Артемий Троицкий видит в творчестве Евгении Васильевой только попытку "развлечь себя".
– Женщина она, судя по всему, общительная и активная, – рассуждает он. – Молодая. Неглупая. Естественно, ей очень скучно под домашним арестом, под ограничениями и так далее. Полагаю, что она просто развлекается таким образом.
Станислав Белковский тоже не находит здесь попытки повлиять на ситуацию с уголовным делом.
– Никакого политического значения это не имеет, воздействовать на решение суда тоже не может, общественное мнение оценит это по-разному, – полагает он. – Это делается для собственной психологической разгрузки, разрядки. И для того, чтобы отвлечь свое собственное внимание от домашнего ареста, судебного процесса и тюремной перспективы.