Зря Шалтай Болтай рассердил Шойгу

Источник
Владимир Аникеев, которого считают лидером “Анонимного Интернационала”, не мог не навлечь на себя гнев серьезного ведомства, написав письмо, обидное для министра обороны. Шалтаю Болтаю не простили троллинг Сергея Шойгу и военной контрразведки.
«Анонимный интернационал» взламывал переписку чиновников, политиков и бизнесменов минимум три года, до поры до времени – безнаказанно. «Фонтанке» подсказали причину ареста Аникеева, известного также, как Льюис. Видимо, это не государственная измена, в которой обвиняют офицеров Центра информационной безопасности ФСБ, к которой Льюис не причастен. Просто ему не надо было задевать Сергея Шойгу, а затем глумиться над армейскими чекистами.

Шалтай-Болтай, представлявшийся также «Анонимным интернационалом», объявился в Сети в самом конце 2013 года. С 2014 года начал шалить всерьез. В Интернете оказались доступны массивы электронной переписки, приписываемые вице-премьеру Дворковичу, топ-менеджменту ВТБ, членам кооператива «Сосны» и функционерам «Молодой гвардии «Единой России». Читать было интересно. О некоторых из них «Фонтанка» рассказывала: истории Игоря Всеволодовича Гиркина – Стрелкова  и связанного с Евгением Пригожиным «Агентства интернет-исследований» в Ольгино стали темами наших публикаций.

Праздник продолжался недолго. В последующие годы Шалтай-Болтай продолжал радовать громкими именами. Владислав Сурков, пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова и сам Дмитрий Медведев, размышления некоего Евгения Викторовича о членах тандема, хозяин «Ньюс-Медиа» Ашот Габрелянов – далеко не полный список. Но информации стало меньше. Шалтай Болтай взял открытый курс на коммерцию и более не выкладывал полное содержимое электронных почтовых ящиков. Два-три письма с потертыми данными для затравки и добро пожаловать на биржу покупать архивы за биткоины.

Неуловимыми авторы «Анонимного Интернационала» оставались до поры до времени. В ноябре 2016 года задержали Владимира Аникеева, представлявшегося Льюисом – его назвали создателем и вдохновителем. В декабре 2016 года под арест попали начальник второго оперативного управления Центра информационной безопасности ФСБ Сергей Михайлов, оперативник того же управления Дмитрий Докучаев и глава отдела расследования компьютерных инцидентов из «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов. Предполагается, что Михайлов и Докучаев были связаны с Аникеевым, хотя и не ясно, кто из них выступал в роли поставщика информации. В январе чекистам и Стоянову предъявлены обвинения в госизмене, заговорили о связи с ЦРУ.

Насколько известно «Фонтанке», Владимир Аникеев к ЦРУ отношения не имеет, и причина острой реакции в виде ареста – чрезмерная самонадеянность. Если игры с перепиской коммерсантов и даже очень высокопоставленных, но гражданских чиновников сходили с рук, то военные юмора в Сети не понимают.

Звонок для Шалтая Болтая возможно прозвенел в августе 2015 года, когда «Анонимный Интернационал» опубликовал открытое письмо главе департамента военной контрразведки генерал-полковнику Александру Безверхнему. Шалтай Болтай, демонстрируя озабоченность сохранностью военных секретов, опубликовал несколько писем из почтового ящика Ксении Большаковой, которая занимала должность секретаря начальника департамента строительства Минобороны Романа Филимонова, экс вице-губернатора Петербурга.

«Мы с сожалением убедились в полной некомпетентности сотрудников ряда подразделений Министерства Обороны РФ в области информационной безопасности, а если говорить более конкретно — в преступной небрежности. Через бесплатные почтовые сервисы типа Yandex.ru, Mail.Ru и американский gmail.com передавались незашифрованные служебные документы, часто представляющие собой секретную информацию, связанную с обороноспособностью РФ», – писал Шалтай Болтай. И добивал: «В записях устройств секретаря Филимонова Ксении Большаковой оказались пароли и доступы на служебные почтовые сервера Министерства Обороны.  С печалькой отмечаем, что если данная информация стала доступна нам, то с большей степенью вероятности она могла быть доступна и спецслужбам ряда заинтересованных стран».

Полный архив якобы секретной переписки был выставлен на электронную биржу за 350 биткоинов. Тогда один биткоин стоил менее 10 тысяч рублей, сегодня один биткоин – 58,7 тысяч рублей.

Свой патриотизм «Анонимный интернационал» оценил вполовину: «Продающийся на Бирже Информации массив г-на Филимонова может быть продан сотрудникам военной контрразведки с 50% скидкой. При условии верификации нами этих сотрудников».

В подписи было указано «С уважением» но смотрелось это фальшиво.

Неизвестно, выкупал ли кто-нибудь письма у Шалтая Болтая, и показывал ли при этом удостоверение контрразведчика, но комментарием на бирже «Анонимный Интернационал» продолжил глумиться: «Продано. Лот реализован со скидкой 50 %».

По данным «Фонтанки», заплатить за письма предлагали и лично Роману Филимонову. Он отказался.

Мы не знаем, какие слова и кому говорил министр обороны Сергей Шойгу, но, как нас уверили осведомленные собеседники, и содержание и тон были крайне убедительны. Департамент военной контрразведки получил команду. Видимо, в том же 2015 году личности членов «Анонимного Интернационала», выступавших под именами персонажей «Алисы в Стране Чудес» не были секретом.

Центр информационной безопасности ФСБ, люди которого теперь мелькают в связке с "Шалтаем", скорее всего, занимался «Анонимным Интернационалом» параллельно, и вступил в контакт с Аникеевым. Как складывались их отношения. и кто выступал в качестве источника информации – пока не ясно. Интерес мог быть и взаимным.

В ноябре 2016 года Аникеева, который находился на Украине, по данным «Фонтанки», позвали на встречу в Петербург. С кем? Либо  ссторудниками ЦИБа, либо с чекистами из Департамента военной контрразведки, так как, похоже, и те и другие вели с ним свою игру. Аникеев, согласившись на беседу, затем запаниковал, вместо самолета воспользовался автомобилем, и его от греха подальше задержали на российско-белорусской границе. Выбор, очевидно, был не слишком богатый: вымогательство или неправомерный доступ к компьютерной информации. Судя по тому, что как сообщают СМИ он активно дает показания и согласиился на сделку со следствием, вы уже догадались, что он выбрал.

Что интересно – кто стоит за Льюисом. Если, конечно, он не самостоятельная фигура. Сотрудники ЦИБ ФСБ на эту роль не годятся – с ними Аникеев связался, уже став Льюисом.

Биография Аникеева ответа не дает. Конечно, он не журналист. Хотя трудился в смежной сфере – профессионально работал с информацией в одном из информационно-аналитических агентств вплоть до 2013 года.  Как уверяют «Фонтанку» знакомые будущего Льюиса, компьютерным гением он не был и предпочитал старомодные, но надежные методы: личные знакомства, беседы за рюмкой виски. Действительно, как отмечали ранее, был неравнодушен к женскому полу.

Достоверно известно, что Аникеев оставил работодателя в середине 2013 года. Через несколько месяцев о себе заявил «Шалтай Болтай». Льюис практически покинул Петербург. Был ли он главным в «Анонимном Интернационале», нам не известно. Те, кто знал его несколько лет назад, замечают: «Не лидер». Какие суммы мог приносить Шалтаю Болтаю шантаж в сети, подсчитать невозможно, но заметно, что Аникеев не демонстрировал сверхпотребления. Жил в основном в доме в Паттайе, с женой и собакой. Посещал Momento Beach Restaurant, где за блюдо берут 7-15 долларов. Временами с женой посещал остров Ко Чанг, где останавливался в «четверках» без претензий – Koh Chang Sea View Resort и Cliff resort. Если бы ограничился гражданскими, может, жил бы там и дальше.
Персоны Компании
Александр Винокуров собирает фармактивы
Он стал единственным владельцем фармдистрибутора «СИА интернейшнл».
Обыкновенный троллизм Пригожина
Евгений Пригожин продолжает «троллить» общество некачественными продуктами, проплаченными комментариями и не платит налоги.
Тайный банк ВТБ
Почему ВТБ отказался публиковать свой рейтинг и сообщать, какая зарплата у его главы Андрея Костина.
Рейдер Александр Винокуров съел СИА интернейшнл
Заподозренный в коррупции зять министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова Александр Винокуров приобрел фармацевтического гиганта «СИА интернейшнл». Сделке предшествовала информационная кампания по очернению предыдущих владельцев.
Бюджет Мельпомены
Что происходит с российскими театральными финансами.
Увольнение до востребования
Руководителю «Почты России» нашли преемника в «Ростехе».
PR-солдаты Игоря Сечина
"Транснефть" в корпоративной битве с "Роснефтью" наносит ответный удар, обвинив Игоря Сечина в неадекватности, а его политтехнологов - в потере совести.
Михаил Гуцериев погребет «РуссНефть» под долгами
«РуссНефть» Михаила Гуцериева не справляется с накопленными долгами. Но бизнесмен продолжает совершать покупки не по-карману.
Сам себя озолотил
Как компания Сулеймана Керимова выиграла конкурс на месторождение золота у компании, близкой к Сулейману Керимову.
Мастера вертикального взлета
Кадровые перестановки в системе ВТС могут повысить Анатолия Сердюкова.
Бывшие банки Анатолия Мотылева взыскивают с «Вим-авиа» 3,3 млрд рублей
Возврат части долга векселями оспорило Агентство по страхованию вкладов.
Затраты на проект Керченского моста перевалили за 300 млрд рублей
Эта сумма включает расходы на сам мост и подходы к нему.
Меченый хакер?
Обсуждается версия: задержанный по делу «Шалтая-Болтая» полковник ФСБ мог быть агентом иностранной разведки.
ВТБ планирует вдвое увеличить чистую прибыль
В этом году группа намерена заработать 100 млрд рублей, а в 2019 году – 200 млрд рублей.
Обзор 23 – 27 января: «Шалтай – Болтай» отдыхает под арестом
Остросюжетный экшн с поимкой изменников родине прямо в центральном аппарате ФСБ закончился новостями о задержании создателя сайта «Шалтай – Болтай». Таким образом, измена Родине – это ничто иное, как взлом личной переписки важных сановников и вытряхивание пикантных деталей на всеобщее обозрение.
ГТЛК возьмет на себя риски Сергея Генералова
Компания покупает у ОВК 4,5 тыс. вагонов.
Трудолюбивые металлурги: зачем совет директоров Коршуновского ГОКа заседает каждые два дня
На советах директоров одобряют десятки небольших сделок в интересах контролирующего акционера «Мечела» без согласования с миноритариями. По мнению экспертов, это может быть нарушением закона об акционерных обществах.
Оборонку приводят в форму
Военное ведомство хочет по-новому одеть руководство предприятий ОПК.