В нее уже вошло предприятие по геологоразведке в Хакасии. Эксперты не исключили, что теперь на рынке золота появится новый крупный игрок, а его конкурентами станут предприятия Мордашова и других российских миллиардеров.
Новая «дочка» появилась у холдинга USM 30 ноября 2021 года. Первым внимание на запись об этом в едином государственном реестре юрлиц обратил РБК. Компанию USM Gold зарегистрировали в Москве, ею полностью владеет ООО «Холдинговая компания Юэсэм». Крупнейшие акционеры этого холдинга — Усманов, Владимир Скоч, а также Варвара Скоч (дочь депутата Андрея Скоча и внучка Владимира Скоча).
По данным СПАРК, уставный капитал новой компании составил 500 тысяч рублей. Пока единственным ее активом является ООО «Федоровское» с лицензией на геологоразведку. USM Gold в нем принадлежит 75%, еще 25% — у госхолдинга «Росгеология». Последний получил геологоразведочную лицензию на золоторудную Федоровско-Кедровскую площадь в Хакасии летом 2021 года. Затем «Росгеология» привлекла в этот проект через ООО «Федоровское» структуру USM.
USM Holdings основали в 2012 году для консолидации различных активов Алишера Усманова. В их число входят крупнейший в России производитель железной руды «Металлоинвест» и «Удоканская медь», которая осваивает Удоканское месторождение меди в Забайкальском крае.
В недавней статье для экономического форума в Давосе Усманов назвал медь «новым золотом» и спрогнозировал рост спроса на нее в связи с развитием низкоуглеродной экономики. При этом добычей реального золота холдинг USM Holdings еще не занимался.
Зачем Усманову новый проект
Конкурентами новой компании на золотодобывающем рынке станут предприятия других российских миллиардеров. Например, Nordgold Алексея Мордашова, занимающего первую строчку в списке богатейших людей России. Также золотодобычу ведет «Полюс» Сулеймана Керимова и его семьи, «Южуралзолото» и Petropavlovsk, связанные с богатейшим госслужащим России по версии Forbes Константином Струковым (капитал — $2,8 млрд).
Кроме того, место в первой десятке золотодобывающих компаний России прочат Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Искандара Махмудова и Андрея Козицына. Накануне Федеральная антимонопольная служба разрешила ей купить 100% акций золотодобытчика «Высочайший» (GV Gold). Предполагается, что эта покупка позволит объединенной компании выйти на шестое место по добыче золота в стране.
Официально USM и «Росгеология» сделку не комментировали, однако для «Росгеологии» совместные предприятия с добывающими компаниями — обычная практика. Об этом в беседе с изданием заявил директор по развитию Института геотехнологий Михаил Лесков. Эксперт напомнил, что госхолдинг уже создал аналогичные проекты с «Полюсом», «Селигдаром», «Полиметаллом» и рядом других компаний.
«Однако вряд ли Усманов создавал новую структуру только лишь под этот довольно скромный проект. Скорее всего, от него стоит ждать более значимых шагов в золотой отрасли», — считает эксперт.
Лесков допустил, что USM Gold создали не только для потенциальных покупок золотых активов, но также для операций с добытым золотом. По его словам, у «Удоканской меди», входящей в USM, немало попутного золота на Удоканском медном месторождении.
Директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин, в свою очередь, добавил, что рост интереса инвесторов к приобретению золотых активов отражает растущие валютные риски на рынке. По его словам, золото остается недооцененным активом на фоне надвигающейся инфляционной волны в мире. Его стоимость растет, когда на сырьевых рынках наблюдается спад. Таким образом, считает эксперт, покупка золотодобывающего бизнеса выглядит как защитная стратегия.