Достаточно одного взгляда на список тех, кто победил на выборах в Госсовет Крыма, состоявшихся 14 сентября, чтобы с уверенностью констатировать: будет весело. Политиков, годами зарабатывавших себе репутацию у избирателей, среди победителей раз-два и обчелся. Остальные – скандальные персонажи, «сбитые летчики», вышедшие в тираж популисты, ну и еще изрядный сгусток серой массы не ведомых никому имен и фамилий. Власть обновилась, спору нет, но аналогичное резкое обновление 20-летней давности, помнится, ни к чему хорошему республику не привело. Что будет теперь?
Две трети членов Госсовета Крыма – 50 депутатов – прошли по партийным спискам победивших на выборах «Единой России» и ЛДПР. Треть – в избирательных округах. Среди тех, кто прорвался по «мажоритарке», лишь двое – Владимир Клычников и Игорь Лукашов – обладают реальным весом. Первый – бывший зампред парламента времен первого и последнего президента республики Юрия Мешкова, личность по-настоящему легендарная. Он, пожалуй, единственный оставшийся на плаву из тех, кто стоял у истоков создания Республиканского движения Крыма, «колыбели русского сепаратизма». Ранее Клычников баллотировался во власть по спискам местной партии «Союз», которую контролировал предприниматель Лев Миримский. После событий Русской весны Миримский «завис» в Киеве и пока так и не решился окончательно вернуться в родной Симферополь. Тем не менее наивным будет предполагать, что бизнесмен останется в стороне от политического процесса: связке Миримский – Клычников уже два десятка лет, и за это время она лишь окрепла. Что же касается Игоря Лукашова, то он хотя и пребывал в крымской политике на вторых ролях, тем не менее всегда оставался на виду. Возможно, из-за специфического окружения, в котором было немало примечательных личностей, так сказать, родом из лихих 90-х. В частности, Лукашову приписывают лидерство в группировке «Сейлем», хотя это не так. Лидером он никогда не был – рулили бандитским «Сейлемом» совершенно другие люди.
Интриги новых россиян
Как минимум двое из пяти депутатов от ЛДПР заслуживают самого пристального внимания – это Сергей Шувайников и Александр Файнгольд. Шувайников считался «крымским Жириновским» – из-за схожей риторики и манеры вести разговор. Двадцать лет назад он баллотировался на выборах президента Крыма, набрал порядка 13% голосов и во второй круг не попал. Репутацию этот политик уже тогда имел, мягко говоря, неоднозначную. С Файнгольдом еще интереснее. Его отец Иосиф Файнгольд – миллионер, один из самых богатых крымчан. Как сообщалось в украинских СМИ, подозревался в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями депутата горсовета. Его брат Виталий фигурировал в скандальной истории с гибелью девушки – Файнгольд сбил мотоциклистку, значительно превысив скорость на своем «Бентли», о чем пестрили западные СМИ. При этом все конфликты с законом семья Файнгольд, как видно, подозрительно быстро решала. Брат миллионера, по слухам, смог откупиться от родственников погибшей девушки (но не от ее вдовца) и от всех обвинений силовиков. Не повезло только жене бизнесмена – кто-то передал ей флеш-карту с начинкой из взрывчатого вещества и женщине серьезно повредило руки. В Крыму говорили, что это была месть за погибшую, у которой осталась малолетняя дочь.
По списку «Единой России» в Госсовет прошли спикер парламента, в недавнем прошлом – успешный предприниматель, сколотивший свой капитал на строительстве жилья Владимир Константинов, сопредседатель Русской общины Крыма Сергей Цеков, во времена Мешкова возглавлявший парламент автономии, Константин Бахарев, владелец популярной газеты «Крымская правда», а также бывший коммунист Лентун Безазиев, успевший поруководить крымским Совмином в конце 90-х. Это, так сказать, соль партийного списка, остальные его фигуранты не обладают и сотой частью возможностей перечисленной четверки. Цекова некоторые считают чуть ли не одним из отцов «русского Крыма» – ведь он, как и Мешков, стоял у истоков крымской государственности. На самом же деле именно, Цеков, похоже оказался «могильщиком» Мешкова – вначале он попытался отодвинуть президента от всех рычагов управления автономией, а затем якобы инициировал депутатский мятеж, в результате которого Мешкову пришлось бежать в Москву. Крайне показательно, что в партийный список единороссов не попал Олег Родивилов, один из бессменных и, вероятно, наиболее последовательных руководителей Русской общины – говорят, Цеков «не пропустил». Зато покладистые Анатолий Жилин и Светлана Савченко – вот они, так сказать, ошуюю от Цекова.
«На выборах победила не «Единая Россия», а мимикрировавшая Партия регионов»
А теперь поподробнее о тех, кто из мастодонтов местной политики нынче во власть не попал. Прежде всего это Леонид Грач – кандидат в президенты Крыма, бывший спикер парламента и бессменный глава крымских коммунистов. Грач, пожалуй, единственный в Крыму политик, заслуженно пользующийся всеобщим уважением за энциклопедические знания и широчайшие связи как в Москве, так и в Киеве. Едва ли Леонид Иванович удовольствуется ролью стороннего наблюдателя. Поговаривают, что именно он сможет возглавить «теневое правительство» Крыма.
За бортом избирательной кампании оказался и Сергей Веселовский, политик, долгое время находившийся в ударной обойме партии «Союз». Не так давно Веселовский ушел в самостоятельное плавание, при этом не испортив отношений с руководством «Союза». За короткое время ему удалось сколотить многочисленную и весьма заметную молодежную политструктуру, сыгравшую немалую роль в Крымской весне. Веселовскому прочили скорый карьерный взлет, но у него, по слухам, случился конфликт с Сергеем Аксеновым. И все, пробиться во власть ему не удалось.
«Народ, который в марте дружно шел на референдум, в сентябре плюнул и не пошел на эти выборы без выбора, – комментирует возникшую ситуацию Веселовский. – Похоже, на выборах победила не «Единая Россия», а мимикрировавшая под нее Партия регионов неудачника Януковича. «Команда победителей» вновь победила крымчан и, видимо, еще несколько лет продолжит свое жизнерадостное обогащение – если, конечно, ее не остановит Следственный комитет или ФСБ. В марте мы, не испугавшись этих перевертышей, проголосовали за нашу Родину, за Россию. Шести месяцев им хватило, чтоб сориентироваться и приспособиться к новым, российским условиям. Они привычно оттеснили локтями и затоптали копытами всех русских патриотов».