Сегодня Тверской суд Москвы вынес постановление о заключении под стражу известного казанского предпринимателя и общественного деятеля Павла Сигала, отклонив подкрепленную справками о плохом состоянии здоровья просьбу адвокатов отпустить бизнесмена под залог в 30 млн. рублей. Как выяснилось сегодня, эта сумма превышает предполагаемый ущерб — в суде нашумевшие в федеральной прессе хищения на 10,5 млрд. уже не фигурировали, вместо них оперативно были представлены данные лишь о 29 млн. рублей. Тем временем адвокаты Павла Сигала уже заявили, что будут обжаловать решение московского суда, ведь, как убедилась побывавшая на заседании корреспондент «БИЗНЕС Online», даже прокурор не считал необходимым держать предпринимателя в камере.
«Я ЖЕ НЕ ВИНОВАТ, ЧТО МНЕ СКРЫВАТЬСЯ?»
Сегодня у входа в Тверской суд Москвы толпились журналисты с камерами. Для них пока вход в суд был закрыт, зато пишущих коллег пускали без вопросов. Несмотря на то, что заседание суда по ходатайству следствия об избрании в отношении вице-президента «ОПОРЫ России» Павла Сигала было назначено на 11 часов, началось оно лишь после 12. Весь этот час в томительном ожидании у дверей зала заседаний сидели и гражданская жена предпринимателя Эльвира Хамидуллина, и адвокаты Алексей Кирсанов и Алексей Попов, тут же теснились корреспонденты.
«Очередной процесс века?» — усмехнулся Кирсанов, отметив, что прессы действительно много. Он рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что его наняла «ОПОРА России», тогда как Попов — адвокат от семьи. К слову, у него и были медицинские документы, которые он впоследствии заявил на суде в качестве обоснования для избрания меры пресечения, не связанной с заключением под стражу.
Тем временем Хамидуллина рассказала нам, что ей даже не позволили передать вещи мужу. По ее словам, ей сказали прийти к ИВС к 9 утра: «Минут в пять одиннадцатого пришел дежурный и сказал, что его уже везут сюда, принимать не будут». Тем не менее после сегодняшнего заседания Эльвира планирует вернуться в Казань, так как дома дети. А вот о сердечном приступе ей сказал адвокат Попов. «Говорит, откачивали его под капельницей. Его же здоровье известно... Мы заявили об этом», — добавила она.
«Эта их истерика, желание как можно быстрее затоптать, закрыть...», — эмоционально описывает она. По словам супруги предпринимателя, раньше даже не разрешили представить медицинские документы. Насчет решения суда по мере пресечения Эльвира боялась даже говорить. «Тут уж как звезды сложатся», — обреченно отметила она и, увидев высокого брюнета, добавила: «А вон один из оперативников. Но он себя хорошо вел, даже обувь снял, когда я попросила».
Мужчина подошел к Эльвире:
— Ах, это вы, а я сразу не узнал.
— Я так изменилась? — с грустной улыбкой ответила Хамидуллина.
Оказалось, что он был вовсе не оперативником, а одним из следователей. Представился Магатом.
— Вы тоже адвокат? — обратился он к корреспонденту «БИЗНЕС Online».
— Нет, я журналист.
— На чьей вы стороне?
— Ни на чьей. Журналист должен быть беспристрастен как судья, — ответила корреспондент «БИЗНЕС Online». — А вы сами тут в качестве кого?
— Наблюдающего, — лаконично ответил он, уже потом в зале заседаний уселся на последний ряд.
Адвокаты до заседания от комментариев отказались.
Снимающую прессу в зал заседаний запустили лишь на две минуты запечатлеть Сигала, посаженного в лучших традициях гангстерских процессов в клетку с толстой решеткой. Он выглядел спокойным, может быть, несколько уставшим, отчасти растерянным. Жена пыталась к нему подойти, но пристав грозным голосом запретил общаться с родственниками.
— Когда человек занимался своими делами, причем общественными и другими разными, даже свидетелем не был, и вдруг его обвиняют... Я же не виноват, что мне скрываться? Смотрите, вот я, Сигал Павел Абрамович, — развел он руками, сидя на лавке под прицелами видеокамер. — Всю жизнь занимался бизнесом, общественной работой, все это известно, [у меня] двое маленьких детей.
По словам Сигала, заключать его под стражу нет никакого смысла. «Будут задавать вопросы, я буду отвечать. Почему обязательно держать в камере человека, который ничего не совершал и ни одного документа не подписывал...» — сказал он.
КАК 10 МЛРД. ТИХО И НЕЗАМЕТНО ПРЕВРАТИЛИСЬ В 30 МИЛЛИОНОВ
Телевизионщиков с трудом выдворили из зала. Слушания начались. Первым делом адвокаты вице-президента «ОПОРЫ России» попросили суд избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы, под залог в 30 млн. рублей. Защитники Попов и Кирсанов в качестве обоснования заявили о состоянии здоровья своего подзащитного, у которого накануне случился гипертонический криз. А также представили свидетельства о рождении его малолетних детей и пенсионное удостоверение матери, которая имеет группу инвалидности — они все на иждивении Сигала.
Прокурор не возражал, передает из зала суда корреспондент «БИЗНЕС Online». Настаивала только следователь, которая заявила, что Сигал может скрыться от следствия, обладая связями в правоохранительных органах и имея на руках загранпаспорт. Более того, он якобы даже пытался это сделать 18 ноября. На уточняющий вопрос от судьи, следователь ответила, что «машина Сигала ехала по городу и несколько раз ускорялась». Кроме того, по версии следствия, глава «Центра микрофинансирования» может оказывать давление на свидетелей.
— У вас есть такие средства? — спросила у Сигала судья Елена Сташина.
— Я найду такие средства, — ответил он.
После чего судья удалилась для вынесения решения в совещательную комнату на час. Пресса боялась отлучаться от дверей — вдруг начнут. Сумма залога, которую предложили адвокаты, неслучайна. Сегодня в ходе судебного слушания по избранию меры пресечения для бизнесмена, задержанного в понедельник, цифра в 10,5 млрд. рублей не прозвучала ни разу. Напомним, что именно эту сумму, по версии МВД РФ, якобы похитила «криминальная группировка» Сигала. Но зато у следователей фигурировала сумма в 29 млн. рублей якобы нанесенного ущерба, поэтому адвокаты и предложили залог, несколько превышающий названную цифру.
СКОЛЬКО СТОЯТ ТРИ ДНЯ
Кстати, ранее супруга Сигала Хамидуллина в разговоре с «БИЗНЕС Online» опровергла сообщения в СМИ о том, что Павел Абрамович пытался скрыться от следствия. «Такие разыгранные шоу, я думаю, бывают только в кино. У них было все расписано, — заявила она нашему изданию. — Во-первых, это было не задержание. Он не скрывался, в понедельник спокойно утром пошел в офис, оттуда поехал в банк. И по пути на лестнице этого банка его попросили сесть в машину и привезли домой для обыска. Следователь заявил, что муж проходит в качестве свидетеля по данному делу, им нужно провести следственные действия и обыскать дом. Они приехали домой где-то часа в три дня, я подъехала чуть позже. Их было человек, наверное, 15, причем они разбрелись по всей территории. У меня ребенка привезли из школы в этот момент, его с сопровождающим не пускали домой. Потом и меня пускать не хотели, заявив, что я тоже буду участником следственного действия. Я в этом ничего не понимаю, и мне ничего не объяснили: ни мои права, ни обязанности. Просто сразу стали кричать, что я нарушаю порядок, не имею права перемещаться по дому. А мне надо было ребенка отправлять в бассейн... В общем, это было ужасно».
Спустя полчаса судья огласил решение: заключить Сигала под стражу до 19 января. Таким образом, судья счел доводы следствия более убедительными и не нашел оснований в словах защиты, что нужна постоянная медицинская помощь.
— Вне всякого сомнения, решение суда мы будем обжаловать, считаем его необоснованным, незаконным, как и сам факт возбуждения уголовного дела, где нет ни одного пострадавшего, ни одного потерпевшего, — заявил после суда Кирсанов в толпе журналистов. — Очевидно, именно с этим и связана позиция прокурора, который тоже был против заключения под стражу и просил избрать в качестве меры пресечения залог.
Адвокат также подчеркнул: если изначально в деле фигурировало 10 млрд. рублей, то теперь масштаб «злодеяний» подешевел в разы, до 29 млн. рублей. «Если подобные изменения произошли через три дня, давайте подождем еще три дня», — сказал с улыбкой адвокат газете «БИЗНЕС Online». Он также предположил, что залог в 30 млн. рублей можно собрать, если обратиться за помощью к предпринимателям, которым в свою очередь помогал Сигал как вице-президент «ОПОРЫ России».
ЗАБРАВ ВСЮ РАБОЧУЮ И НЕРАБОЧУЮ ТЕХНИКУ
Напомним, Сигал был задержан в минувший понедельник, 18 ноября. Как рассказала в интервью «БИЗНЕС Online» супруга предпринимателя, Сигала попросили сесть в машину оперативников центрального аппарата МВД примерно в 15:00, обыск в его коттедже проходил до 11 часов вечера. Из дома оперативники забрали всю принадлежавшую бизнесмену рабочую и нерабочую технику, включая компьютеры и телефоны.
Рано утром 20 ноября Сигал был этапирован самолетом в Москву, где помещен до суда в изолятор временного содержания на Петровке. Кадры его препровождения из дома в штаб татарстанского управления экономической безопасности показали все ведущие федеральные телеканалы.
Вице-президента «ОПОРЫ России» подозревают в организации преступной группы, действовавшей на территории нескольких субъектов России в течение двух лет и занимавшейся незаконным обналичиванием средств материнского капитала. Изначально в материалах МВД фигурировала сумма в 10,5 млрд. рублей, однако сегодня в ходе заседания Тверского суда звучали уже лишь 29 млн. рублей якобы нанесенного «преступной группой» Сигала ущерба.
Тем временем адвокат бизнесмена Попов на специально созванной в среду пресс-конференции заявил, что готов представить доказательства невиновности Сигала, «потому что мы их уже собирали ранее». По его словам, все нынешние обвинения уже были предметом рассмотрения закончившихся ничем уголовных дел с 2011 года. В мае 2012 года на сайте МВД России был опубликован пресс-релиз «Сыщиками выявлены новые факты мошенничества с материнским капиталом». При этом в тексте статьи было указано на разоблачение сотрудниками полиции целой организованной преступной группы, которая, по их мнению, контролировалась головной организацией — ООО «УК «Центр микрофинансирования». Компания не испугалась, а подала против МВД РФ иск о защите деловой репутации с требованием дать опровержение. И в итоге как ни странно выиграла дело в двух инстанциях — никаких доказательств мошенничества силовики представить так и не смогли.