Идея создания телеповествования о жизни и свершениях патриарха Кирилла неоригинальна: пять лет назад, к его 65-летию, уже была снята документальная лента под таким же названием – «Патриарх». Нынешний ремейк сделан для канала «Россия 1» другой командой и совершенно в другой стилистике. Агрессивная риторика виновника торжества уступила место истинно пастырскому, глубоко доверительному интонированию, а эмоциональные эпизоды, вроде появления на сцене рок-концерта в компании с Юрием Шевчуком, – рожденным в кабинетной тиши размышлениям о постмодернизме и глобальном демонтаже нравственности.
Режиссер фильма Федор К. (так в титрах) создал многоплановое повествование в духе образцового жития из Патерика – такие принято читать в монастырях за трапезой, дабы ничто земное не отвергало братию от мыслей о горнем. Вот девочка-сирота просит патриарха в письме, чтобы Бог дал ей родителей, – и через 10 дней чудо свершается («Я думала, что надо мной шутку сшутили», – готова расплакаться счастливая Мила Филимонова). Вот Кирилл к изумлению местных властей и своих подчиненных не только не осуждает многодетную мать с шестью чадами от разных мужчин, но и призывает помочь ей. На Украине патриарху достаточно было благословить толпу с плакатами «Геть московського попа!», как протестующие, по свидетельству очевидца, «сразу бросили плакаты и сложили ручки для благословения, стали радостно кланяться и улыбаться».
Показали телевизионщики и молитву патриарха в самолете с треснувшим лобовым стеклом, и пастырский визит в чум к представителям северных народов («Вы здесь спите, где шкурки лежат?») с поеданием – вопреки монашескому уставу – оленьего языка, и наставительную беседу на Афоне с робко улыбающимся благотворителем («Вы помогли восстановить? После благословения и после втыка!»).
Само собой, о личности предстоятеля и его способностях с неподдельным уважением высказываются культурные авторитеты. «У человека дыра зияет, ядерный взрыв произошел, все надо помазать елеем духовным, чтобы там начало заживать. Понятно, не всем это под силу», – делится сокровенным Вячеслав Бутусов. «Особенность Святейшего в том, что у него категории и диапазон – всемирно-исторические», – обращает наше внимание модный петербургский писатель Евгений Водолазкин. А вот наблюдение журналиста и функционера РПЦ Владимира Легойды: «Я не видел, чтобы кто-то так молился, как молится Патриарх… Я даже не могу сказать – произносит молитвы. Этого недостаточно, здесь другая семантика».
Но все эти свидетельства – ничто по сравнению с главными откровениями, прозвучавшими в фильме. Историю возможных пересечений с будущим патриархом в своей судьбе проследил президент Владимир Путин
, которого вполне могли бы звать Мишей. Маленького Вову втайне от отца крестили в Спасо-Преображенском соборе. Имя священника было Михаил, день был посвящен архангелу Михаилу – решение о выборе имени напрашивалось само собой. Но все-таки малыша назвали в честь дедушки. Спустя десятилетия президент выяснил у патриарха, что в те годы настоятелем Преображенского собора был отец Святейшего, что его звали Михаилом и что других Михаилов в клире храма тогда не было. Люди, живущие в духовной реальности, наверняка назовут такое скрещение судеб промыслительным. И становится по-человечески понятна оценка, прозвучавшая из уст президента, которая была бы высшей наградой для любого представителя кремлевской элиты: «Знаете, он всегда открывается какими-то новыми гранями. Поскольку он человек очень умный, образованный и глубокий, то с ним интересно поговорить практически на любую тему… В целом наши взгляды очень близки, от него очень многое можно почерпнуть, и его совет для меня многое значит».
Еще одна отличительная особенность ленты: о скользком вопросе отношений церкви и государства говорится легко и уверенно. Патриарх с благоговением вспоминает о своем наставнике, митрополите Ленинградском Никодиме, находившемся на кафедре с 1963 года до самой своей кончины, последовавшей в 1978 году во время аудиенции у Папы Римского. Этот факт послужил причиной настороженного отношения некоторых церковных деятелей к митрополиту Никодиму и проводимой им политике экуменизма и сближения с Ватиканом. Но для юбиляра Никодим является непререкаемым авторитетом и учителем. «Тайны сложных отношений церкви и государства стали мне очевидными, – рассказывает патриарх Кирилл о главном уроке. – Митрополит Никодим совершает революцию в государственно-церковных отношениях… Все, что происходило, было как диалог лошади с наездником, где наездник – власть, а лошадь – церковь. А вот здесь отношения изменились… Мы – определенный круг будущих архиереев – впитали этот стиль отношений с властью».
Урок был усвоен, и в дальнейшем церковная карьера будущего патриарха стремительно развивалась, хотя, как утверждает в фильме сам Кирилл, порой и балансировала на грани диссидентства и уголовщины. Так, возглавляя Ленинградскую духовную академию, которая задыхалась от нехватки учебников, он организовал подпольную типографию и наладил систему самиздата, привлек к работе нелегальную группу переводчиков, половина из которых была диссидентами. В наказание за подписание письма, осуждающего ввод советских войск в Афганистан, Кирилла переводят в захиревшую Смоленскую епархию, где он создает "черную кассу" для поддержки бедных приходов: «Если бы стало известно, меня бы посадили за коррупцию». Тогда же в предстоятеле проявилась и предпринимательская жилка: он выбивает у руководства области 500 гектаров земли для сельскохозяйственного производства. Цель – «что-то продавать, чтоб у церкви был доход».
Здесь создатели спохватываются, отвлекаются от бренного и показывают патриарха Кирилла-мыслителя, который тревожится о том, как мир погрязает в грехах. На фоне кадров с лондонскими светофорами, украшенными пиктограммами, символизирующими все многообразие сексуальных союзов, и с целующимися под хабанеру из «Кармен» гомосексуалистами звучат его слова: «Никогда в глобальном масштабе не подвергалась сомнению ценность семьи и нравственности… Сейчас исчезает положительный герой. Нельзя сказать, что этот человек носитель добра, а этот – зла. Работает постмодернистское сознание, которое связывает любой выбор со свободой человека – вы можете выбирать любое понятие добра и зла, только законы соблюдайте. То, что происходит в Европе, на Ближнем Востоке, связано с этой нравственной деградацией человека. Демонтаж глобальной нравственности – это и есть страшный признак разрушения человеческой личности».
Понятно, что после такого вывода абсолютно необходимо указать путь спасения. И это в своем программном заявлении делает главный поздравитель первоиерарха РПЦ, Владимир Путин
: «Православие и Россия – неразделимы. В основе наших нравственных ценностей лежат прежде всего христианские православные ценности. Оно (православие. – Прим. ред.) является важнейшей составляющей души России».
Православный идеал взимоотношения церкви и государства, заключающийся в согласии и сотрудничестве сторон, называется симфонией. В юбилей патриарха Кирилла эта симфония прозвучала очень громко и весьма отчетливо.