В минувший вторник, 22 июня, в канцелярию Мосгорсуда доставили 190 томов уголовного дела в отношении членов преступной группировки «Таганские» На скамье подсудимых — 11 человек, среди которых предполагаемые лидеры группировки, Игорь Жирноклеев и Григорий Рабинович. Рассмотрение дела, вероятнее всего, начнется не раньше осени — несколько месяцев может занять отбор присяжных, которым предстоит разбираться в страшной детективной истории, корнями уходящей в девяностые.
По версии следствия, ОПГ «Таганские» появилась в 1991 году. Лидеры банды Игорь Жирноклеев и Григорий Рабинович в год развала СССР создали ОПГ вертикального подчинения, с четким разделением на структурные подразделения и жесткой дисциплиной. В начале 90-х в банде «под ружьем» было порядка двухсот человек.
В те времена «Таганские» участвовала во многих криминальных разборках. В начале 90-х Жирноклеев едва не погиб, когда его автомобиль попал в засаду в Техническом переулке, рядом с тем местом, где сегодня располагается центральный аппарат Следственного комитета России. Охранники, от которых в памяти многих свидетелей тех событий остались только клички, — Пырик и Шмит — даже не успели снять с предохранителей свое оружие, погибли на месте под шквальным огнем автоматов. На внезапное нападение среагировал только телохранитель Жирноклеева по кличке Людоед, который залег под автомобиль и открыл ответный огонь.
Именно после похорон Пырика и Шмита Жирноклеев понял, что в экстремальной ситуации рассчитывать на спортсменов-качков не стоит. Так он начал готовить своих «специалистов».
В то время «Таганские» базировались на рынке «Афганец» в Кузьминках.
В одном из зданий рынка Жирноклеев и открыл «Школу безопасности», где профессионалы-отставники из спецслужб и ветераны боевых действий в Афганистане и других горячих точках, обучали «таганских» новобранцев — 17–19-летних парней — профессиональной охране, разведке, ведению наружного наблюдения.
Молва о выпускниках «школы» быстро разошлась по криминальному миру. Благодаря «школе» «таганские» задружились с известными авторитетами: Тариэлом Ониани, Мерабом Джангвеладзе и его братом Леваном, Джамалом Микеладзе, которые начали обращаться к ним с заказами на ведение наблюдения за своими конкурентами.
Тогда же в криминальных кругах пошли разговоры, что Жирноклеев работает «под прикрытием ГРУ». Основания для подобных подозрений были очень серьезными. Один из офицеров МУРа, несколько лет назад вышедший на пенсию, рассказал мне, что однажды у них появилась оперативная информация о работе «перископа» — автомобиля наблюдения, оснащенного аппаратурой для слежения и дистанционной прослушки. При этом, информатор сообщил, что это был «перископ» Жирноклеева.
— Мы быстро собрались, выехали, задержали — рассказал мой собеседник. — Когда мы взяли автомобиль, сильно удивились. Он был напичкан самой современной техникой. В Москве такой ни у кого нет, ну разве что у ФСБ.
Но пока искали понятых, пока начали составлять протоколы задержания и осмотра машины, позвонил один из руководителей МУРа (фамилия известна редакции. — И.М. ) и приказал немедленно отпустить и людей, и машину, потому что это, якобы, была техника ГРУ.
На версию о том, что «Таганские» ходят «под прикрытием ГРУ» работало и то, что Игорь Жирноклеев действительно бывший «грушник». В 1976-1977 годах отслужил срочную службу в 16-ой бригаде спецназа ГРУ. Служил хорошо, уволился сержантом, заместителем командира взвода. А судя по «послужной карточке», которая хранится в РВК Лефортовского района ЮВАО Москвы, в 2000-х сержант запаса сделал в ГРУ и офицерскую карьеру.
5 ноября 2000 года ему было присвоено звание «лейтенант». Основания для получения офицерского звания были: в 1997 Жирноклеев получил высшее образование, получил диплом Московской академии приборостроения.
19 января 2001 года он уже старший лейтенант. Еще через полгода, 26 июня 2001 года, ему присвоили звание капитана. 31 января 2002 года Жирноклееву вручили погоны майора. А 24 октября 2005 года приказом министра обороны Игорю Жирноклееву присвоили звание подполковника.
Уже после возбуждения уголовного дела в отношении Жирноклеева выяснилось, что приказы о присвоении ему званий майор и подполковник отменены, поскольку, якобы, были отданы по липовым представлениям. Но лидер «Таганских» так и остался отставным капитаном.
Офицерская карьера Игоря Жирноклеева резко пошла в гору в начале 2000-х. А это то самое время, когда лидер «Таганских» обзавелся серьезными связями не только среди отставных и действующих армейских генералов, но и среди высоких чинов МВД.
В обвинительном заключении, утвержденном заместителем генпрокурора Анатолием Разинкиным, девять убийств (ст.105 УК), кражи (ст. 158 УК), грабежи (ст. 161 УК), вымогательства (ст 163 УК), мошенничество (ст.159 УК), хранение оружия (ст. 222 и 223 УК), похищения людей (ст. 126 УК), и организация преступного сообщества (ст 210 УК). В частности, по версии следствия, именно Жирноклеев и Рабинович отдавали приказы на «ликвидацию» директора ОАО «Роспищепром» Валерия Журавлева, юриста ОАО «Универмаг «Москва» Андрея Бралюка, адвоката Натальи Вавилиной, предпринимателя Алексея Покровского. Следствие и прокуратура считает, что доказаны и убийства Владимира Рощина, Сергея Скорнякова, Армена Аванесова.
Так получилось, что 23 января 2019 года, когда Басманный суд Москвы рассматривал и удовлетворил ходатайство об аресте Жирноклеева, я был единственным журналистом, оказавшимся в зале заседания. Мне показалось, что лидер «Таганских» был предельно спокоен, всем своим видом демонстрировал уверенность, что его задержание — это ошибка, и он вскоре выйдет на свободу.
Похоже, что его спокойствие не было наигранным. В ходе того судебного заседания был оглашен всего один преступный эпизод: убийство директора ОАО «Роспищепром» Валерия Журавлева. Информацию об обстоятельствах этого преступлении российские силовики получили летом 2018 года от испанских коллег. Полгода эти материалы перепроверялись в России. А 21 января 2019 года начались задержания.
Какие сведения предоставила Испания российским коллегам? Это материалы, собранные в ходе спецоперации против «русской мафии» под кодовым названием Dirieba, которая началась еще в 2013 году. Тогда в Пальма-де-Майорка были задержаны двенадцать выходцев из России, которых испанцы считали членами российской ОПГ «Таганские».
Одним из ключевых фигурантов испанского дела оказался Александр Романов, бывший руководитель ликероводочного завода «Кристалл», который до того, как перебраться в Испанию, успел получить срок в России по уголовному делу о крупном хищении.
Романов отсидел в России три с половиной года, а освободившись, тут же переехал в Испанию, где принялся скупать отели и виллы. И привлек внимание испанской полиции.
Полтора года за Романовым велось круглосуточное наблюдение, все его телефонные разговоры прослушивались. Итогом этой работы стало то, что в 2016 году в Испании Романова приговорили к 3 годам и 9 месяцам лишения свободы за отмывание доходов и ряд сопутствующих преступлений. А летом 2018-го, повторюсь, Испания передала России материалы, собранные в ходе спецоперации Dirieba. Этих данных оказалось достаточно для того, чтобы оперативники ФСБ начали задержания лидеров и «пехоты» ОПГ «Таганские», проживающих в России. Как минимум, для предъявления обвинения в убийстве генерального директора ОАО «Роспищепром» Валерия Журавлева, забитого до смерти 6 февраля 2008 года.
После ареста Жирноклеева члены ОПГ «Таганские» заговорили. Первым пошел на сотрудничество Марат Янбухин, которого следствие считает «штатным киллером» группировки. Именно благодаря его показаниям, был обнаружен склад оружия «Таганских», откуда было изъято 36 килограммов взрывчатки и порядка ста единиц стрелкового оружия (в том числе и с глушителями): пистолеты и револьверы, винтовки с оптическими прицелами, автоматы, гранатометы, около 15 тысяч патронов. В подпольном арсенале были обнаружены пистолеты-пулеметы российского производства «Витязь», чехословацкие «Скорпионы», израильские УЗИ, австрийские пистолеты «Глок», гранатометы «Муха» и реактивные огнеметы «Шмель», мины-ловушки.
Не менее ценные показания дал и Юрий Малиновский, также пошедший на сотрудничество со следствием. Малиновский возглавлял подразделение ОПГ «Таганская», которое занималось оперативной работой, прослушкой, наружным наблюдением. Именно в его ведении был «перископ», однажды задержанный оперативниками МУРа.
Малиновский рассказал о персонах, за которыми по приказу Жирноклеева велось наблюдение. Многие из них после сбора информации, были убиты. Для примера. Малиновский и его подопечные вели слежку за «вором в законе» Асланом Усояном, известным в криминальном мире, как Дед Хасан. Получив информацию о маршрутах передвижения, о численности охраны криминального авторитета, снайпер выбрал место, время и сделал прицельный выстрел из автомата «Вал», полученного из арсенала «Таганских».
Сегодня в материалах уголовного дела, переданных для рассмотрения в Мосгорсуд, по версии следствия и прокуратуры, достаточно доказательств по целой серии преступлений, среди которых девять убийств.
В упомянутом «испанском досье», полученном Генеральной прокуратурой и ставшей детонатором разгрома «Таганских», была информация и о коррупционных связях группировки. Копию этого досье испанцы направили не только в Россию, но в США.
По сведениям агентства Bloomberg, в конфиденциальном отчете Гражданской гвардии Испании содержалась информация о том, что задержанный в Испании член ОПГ «Таганская» Александр Романов якобы мог быть связан с одним из российских экс-сенаторов (имя имеется в редакции).
А «таганские» отмывали через банки и скупку недвижимости в Испании капиталы, вывезенные из России, будто бы по указаниям этого сенатора.
Возможно, это случайное совпадение, но именно после получения «испанского досье» власти США обратили внимание на данного сенатора и начали свою спецоперацию, итогом которой стал арест одной из помощниц сенатора (имя имеется в редакции). Это произошло 15 июля 2018 года.
Увы, в материалах уголовного дела, переданных в Мосгорсуд на рассмотрение судом присяжных, так и нет информации о высокопоставленных покровителях Жирноклеева. Как нет информации и о судьбе активов «Таганских» в Европе, приобретенных на деньги криминального происхождения, выведенных из России.
Но расследование уголовного дела по эпизодам, не вошедшим в 190 томов, переданных в Мосгорсуд, продолжается. Следственная группа под руководством генерала СКР Николая Тутевича продолжает работать.