Жидомасонская риторика отца Сергия возбудила прокуратуру

Источник
На этот раз бывшему духовнику Среднеуральского женского монастыря вменяют разжигание ненависти к представителям других религиозных конфессий. Свою вину он не признал.
В Бабушкинском суде Москвы стартовал процесс по второму делу бывшего схиигумена Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви Сергия (в миру Николая Романова). Отлученного от церкви клирика обвиняют в разжигании религиозной, а также национальной ненависти и вражды в отношении иудеев, мусульман, католиков, а также евреев через проповеди в интернете. Свою вину фигурант не признал, так же, как и представший вместе с ним перед судом бывший пресс-секретарь Среднеуральского женского монастыря Всеволод Могучий. Последний заявил, что все проповеди отца Сергия «носили сугубо духовный характер».

Поддержать бывшего духовника Среднеуральского женского монастыря в суд приехали более полусотни сочувствующих, однако в зал смогли попасть чуть больше десятка.

Ненависть «по признакам национальности и религии»

Из оглашенного прокурором обвинительного заключения следовало, что отец Сергий с 1 января по 19 декабря 2019 года, «имея стойкую неприязнь к лицам, исповедующим иные религии, а также к евреям, с целью возбуждения ненависти и вражды в отношении последних создал и возглавил на территории Свердловской области преступную группу, в состав которой вовлек Могучева».

Последний, «разделяя убеждения» Романова, «обеспечил» составление текстов его речей, а также организовал видеосъемку противоправных обращений и «осуществил их распространение» в СМИ и с помощью интернета. Следствие предъявило претензии к шести проповедям Романова, которые были выложены с 19 декабря 2019 года по 18 июля 2020 года на YouTube-канале Всеволода Могучева. В них, как гласит обвинение, содержались высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды по отношению к евреям, иудеям, а также, мусульманам и католикам «по признакам национальности и религии». Также выступления содержали «унижающие их характеристики».

Так, в одном из роликов Романов заявил, что «Швеция и Австрия не стали самоизолироваться», так как в этих странах «находится жидомасонский капитал». «Тем самым он вызывал ненависть к евреям и иудеям по признаку религии», — сказала прокурор. В другом видео клирик призвал народ к освобождению «от жидовского ига в России». Это, по мнению обвинения, «является грубым и оскорбительными выражением» в отношении религиозной группы — иудеев — и национальной группы — евреев». В третьем ролике священник призвал «выдворить в Биробиджан Путина», в четвертом — описывал католиков как главных врагов православия, а в пятом — «указывал на шовинистические взгляды всех евреев, стремящихся господствовать в мире».

Тем самым, сказала прокурор, подсудимые совершили преступление, предусмотренное пунктом «в» части 2-й статьи 286 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды по признакам национальности или религии с использованием СМИ или интернета»).

«Плавающая логика»

На вопрос судьи, понятно ли ему обвинение, 67-летний экс-схиигумен, отлученный от церкви, но одетый в рясу, ответил утвердительно, а на вопрос, признает ли он вину, сказал, что «конечно, нет». Ничего более на данной стадии процесса он пояснить не захотел.

34-летний Могучев оказался более словоохотливым, заметив, что обвинение ему «не совсем понятно». «Русские буквы и слова мне понятны, а то, что пытаются вменить, не совсем понятно, потому что логика там очень плавающая», — сказал он.

Подсудимый заявил, что действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды и унижение человеческого достоинства, он точно не совершал. «В монастыре я являлся пресс-секретарем и считаю, что все проповеди отца Сергия, которые я видел, носили сугубо духовный характер», — сказал он.

Похожую позицию заняли и защитники отца Сергия. Они указали, что их доверитель более 20 лет отдал служению РПЦ, за которое построил пять монастырей и «огромное количество храмов». «Он был не простым священником, его знали во всем мире. Его слова, которые ему вменяют, он сказал в проповеди с целью разъяснить людям богословские истины, исходя из учения, которое он проповедовал в РПЦ», — заявила в суде адвокат Романова Светлана Герасимова. Она настаивала, что сказанное отцом Сергием «относится исключительно к внутрицерковной дискуссии и внутрицерковному конфликту».

В свою очередь защитник Могучева Михаил Толмачев позже заявил, что на протяжении следствия формулировка обвинения несколько раз менялась. По его мнению, претензии в адрес его подзащитного являются неконкретными и необоснованными. «Никакие тексты для Романова Могучев не писал, — заявил защитник в комментарии для Business FM. — Следствие указывает, что он «обеспечил создание видеороликов», но это размытые формулировки».

По словам Толмачева, будучи пресс-секретарем Среднеуральского женского монастыря, Могучев выполнял трудовые обязанности, получая за это зарплату. На его канале в YouTube было выложено свыше 150 роликов, посвященных деятельности обители, шесть из которых показались следствию экстремистскими. При этом, выполняя вынесенное по административному делу решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области, Могучев еще в январе 2021 года удалил с канала всю информацию. Но несмотря на это, в сентябре того же года его арестовали.

«У Могучева никогда не было умысла на распространение экстремистской информации и никаких враждебных чувств к другим социальным или религиозным группам. Их нет и не могло быть, потому что Всеволод не такой человек», — утверждает адвокат.

Склонность затрагивать тему апокалипсиса

На заседании 16 августа суд заслушал двух свидетелей обвинения — обозревателя Daily Storm Яну Бобылкину и снимавшего сюжеты по заданию Первого канала журналиста-стрингера Виталия Савкина. Оба делали материалы про ситуацию в Среднеуральском женском монастыре и о конфликте отца Сергия с РПЦ. Свидетели сообщили, что лично ни с кем из подсудимых знакомы не были, но по работе общались с Могучевым, который высылал им информацию и ролики, а также согласовывал посещение монастыря.

При этом Виталий Савкин, сказавший, что имеет богословское образование, отметил, что видел некоторые проповеди отца Сергия. Свидетель в целом охарактеризовал их как положительные. «Однако все они склонялись сугубо к апокалиптической теме, что я считаю крайностью и не поддерживаю», — сказал Савкин. Он отметил, что почти каждая проповедь отца Сергия содержала обсуждение «числа 666» и приход Антихриста, что его настораживало. Свидетель считает, что отрицание отцом Сергием различных электронных нововведений связано с тем, что тот пришел к вере в 1990-е годы, когда активно обсуждалась тема постановки населения на электронный учет. «Ему поменяться сложно. Человек он немолодой. Думаю, что он делал эти [проповеди] не со зла. Если его привести в семинарию и попросить сдать экзамен, думаю, он не сдаст», — заметил свидетель.

В 1980 годах Романов был судим — за убийство и разбойное нападение он получил 13 лет лишения свободы. Этот срок он отбыл.

Героем новостных сюжетов экс-схиигумен Сергий стал весной 2020 года. Поводом стали его видеообращения с резкой критикой в адрес властей в связи с введением режима самоизоляции. Он заявил, что россиян хотят поместить в «электронный лагерь Сатаны», отрицал реальность пандемии коронавируса, проклиная «всех посягающих на закрытие храмов», а также призывал бойкотировать голосование по поправкам к Конституции РФ. В СМИ его проповеди прозвали ковид-диссидентскими. Также крупные СМИ, такие как BBC (ресурс заблокирован в РФ), и «Медуза» (признана СМИ-иноагентом), опубликовали расследования о его деятельности.

Это уже второе дело Романова. 30 ноября 2021 года Измайловский суд столицы приговорил его к 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима за склонение к самоубийству, самоуправство и нарушение права на свободу совести и вероисповедания (ч. 3 ст. 110.1, ч. 3 ст. 148 и ст. ч. 1 ст. 330 УК РФ). По этому делу его арестовали 29 декабря 2020 года, с тех пор Романов находится в СИЗО.

За разжигание же религиозной ненависти и вражды по ч. 2 ст. 282 УК РФ ему грозит до шести лет лишения свободы. Процесс по его делу продолжится 30 августа и 1 сентября допросом свидетелей обвинения. Их еще 30 человек. По мнению участников процесса, разбирательство продлится не менее двух месяцев.