Мало кто из российских застройщиков овеян таким количеством скандалов с порой совершенно несуразными деталями, как владелец ООО «Лимон» и ряда других бизнесов Павел Тапашиди. Несколько дней назад он угодил в очередной – по телеграм-каналам прошла информация о том, что он якобы задержан на пограничном контроле в аэропорту Шереметьево по запросу воронежской полиции. Позднее Тапашиди опроверг задержание. Но дыма без огня не бывает?
Не ясно, что это было. Правоохранители подробностей не раскрывают. Возможно, с ним поговорили без составления протокола. А поводом мог стать масштабный проект застройки 300 гектаров коттеджами в Семилукском районе Воронежской области (считается пригородом Воронежа), минувшим летом презентованный Павлом Тапашиди и главой района Геннадием Швырковым губернатору региона Александру Гусеву.
Проект уже на этапе планирования вызывает вопросы. Предстоит построить 25 тыс. квартир – как малоэтажную, так и многоэтажную застройку, социальную инфраструктуру, парк развлечений и даже местный Арбат, инвестиции на первом этапе оцениваются в 3 млрд рублей. Таких денег у Тапашиди, судя по финансовой информации о его структурах, просто нет. Он собственник ООО «Лимон», ООО «Лимон Плюс» и нескольких других организаций, занимающихся строительством жилых и нежилых зданий. Практически каждая находится в непростой ситуации.
ООО «Лимон Плюс» по итогам 2021 года имело отрицательный баланс стоимости активов, за ним могут быть долги на сумму свыше 40 млн рублей. Убыток компании свыше 9,2 млн рублей, а в самом ООО официально числится лишь один сотрудник.
У ключевого ООО «Лимон» дела лучше, но отсутствует финансовая информация за 2021 год. В 2020 году Общество заработало почти 300 млн рублей, показав прибыль в 7,9 млн рублей, тогда как за предыдущий период прозябала в убытках на 11 млн рублей. Чем вызваны скачки при немалой выручке (годовой рост почти вдвое), похоже, финансовая тайна.
Положение остальных компаний Павла Тапашиди тоже простым не выглядит: ООО «Дионис» (занимается сносом зданий) не имеет ни выручки, ни прибыли, а стоимость активов в 11 млн рублей ограничивается уставным капиталом на ту же сумму. Аналогичная, как под копирку, ситуация с московским ООО «Элинас» с тем же видом деятельности и параметрами.
Сельским хозяйством не пахнет
Однако ключевым вопросом в истории с коттеджным поселком под Воронежем, похоже является такой: как именно господин Тапашиди получил землю, на которой запланировал стройку. Что, если именно это и заинтересовало силовиков?
Речь идет об участке в Семилкуском районе Воронежской области площадью 300 га. рядом с поселком Губарево. Сообщается, что там уже действуют рабочие Тапашиди. Но похоже, у него нет денег даже на них. Местные телеграм-каналы рассказали, якобы предприниматель не платит им зарплату, и имеет долги по аренде офиса в Семилуках.
В истории с землей трудно пройти мимо фигур главы района Геннадия Швыркова и губернатора Александра Гусева, человеком которого считается чиновник. Ранее Швырков был конкурентом господина Гусева на праймериз «Единой России» по выборам губернатора. До Швыркова главой района была Ирина Кокорева, которую он замещал. Они люди из одной команды.
При Кокоревой активно распродавалась местная земля. Как можно сделать вывод из сообщения на сайте город-семилуки.рф, еще в 2017 году администрация Кокоревой реализовала участок, на части которого, похоже, и развернется стройка. 22 гектара ушли с молотка по цене 22 млн рублей. Их покупателем стал белгородский предприниматель Александр Дудка – давний партнер господина Тапашиди.
Для того, чтобы организовать продажу этой земли, Ирина Кокорева, по всей видимости, добилась смены главы Губаревского поселения. Ведь земля оценивалась и выставлялась на торги как сельскохозяйственная. А прежняя глава села Лепшина, насколько можно понять, требовала продавать ее под строительство, то есть не за 20 миллионов, а как минимум за 100.
В то время Дудка выступал директором двух стройфирм Тапашиди – «ПСК Главбелстрой» и «Лимон плюс». Учитывая это, ясно, что сеять и пахать там никто и не думал. Теперь появился масштабный проект застройки.
Похоже, такие выкупы продолжились, участок разросся. Как пишут в телеграм-канале «Акценты средней полосы», якобы именно местная администрация помогла белгородским коммерсантам. Участок в 300 га под застройку Тапашиди и его партнер Александр Дудка купили, опять же, как землю сельхозназначения. Стоимость такой земли минимум в пять раз ниже, чем у участков под жилищное строительство.
Глава Семилукского района Геннадий Швырков, старательно продвигающий губернатору этот проект, мог заработать для своего муниципалитета куда большую сумму, если бы продавал участок под будущую жилую застройку. Но зачем, если можно заработать кратно больше?
Но строить там нельзя и сегодня. Ведь он до сих пор является землями сельхозназначения.
Шлейф скандалов
Сам Тапашиди из Караганды, но бизнес предпочитает вести в Москве, Воронеже и Белгородской области. Там он уже не раз попадал в коррупционные скандалы. В 2019 году он стал фигурантом дела о взятках, которые, предположительно, мог получить глава администрации Белгородского района Белгородской области Анатолий Попков – близкий соратник экс-губернатора Евгения Савченко.
По сведениям «Коммерсанта», чиновнику, до конца 2017 года возглавлявшему областной фонд поддержки ИЖС, предъявили обвинения получении особо крупной взятки от Павла Тапашиди. Дело моментально передали в Центральный аппарат СКР, его дальнейшие подробности раскрывать не стали.
За несколько лет до этого Тапашиди утверждал, что его компании оказалось «крайне сложно работать с администрацией Белгородского района», потому что там якобы «не понимают, как нужно себя вести с инвесторами». Он жаловался на слишком долгий перевод земель из одной категории в другую – видимо, ускорить этот процесс могли «особые отношения» с районной администрацией.
На местных же порталах ссылались якобы на слова самого Тапашиди, в которых он мог подтвердить передачу взятки, а в уже упомянутом материале «Коммерсанта» называлось имя бывшего партнера застройщика, бизнесмена Сергея Иваненко, который, предположительно, являлся посредником в передаче денег.
В той истории речь шла о проекте Павла Тапашиди по застройке микрорайона «Лимон» в Дубовом Белгородского района – чуть ли не единственном крупном и реализованным в итоге проектом застройщика.
Уже после его сдачи, в 2022 году, там возникли серьезные вопросы к инженерным сетям – проблемы с канализацией, которая разлилась по всему району.
Позже Тапашиди засветился в другом коррупционном деле. После обращения застройщика силовики задержали уже бывшего старшего оперуполномоченного регионального управления ГУЭБиПК УМВД Сергея Мартышова.
Разборки с партнерами
Тапашиди и без того окружает множество скандалов. С упомянутым выше Сергеем Иваненко связаны несколько сюжетов. Между бизнесменами был конфликт по поводу займа средств, которые выдал собственник ООО «Лимон» в размере 4 млн рублей, ситуацию пришлось решать в суде. В том же 2019 году суд признал требования Павла Тапашиди обоснованными.
До этого Иваненко приговорили к четырем годам лишения свободы за мошенничество. А после Тапашиди мог нацелится на участок и загородный дом последнего, который в тот момент находился в собственности у московской художницы Ирины Поцелуевой.
Приехавшая к себе на участок Поцелуева обнаружила, что в доме проживают незнакомые люди, которые поменяли замки на дверях, а также могли похитить некоторые вещи. Из материалов портала Fonar.tv можно предположить, что дом Поцелуевой достался от другого застройщика Вячеслава Пристана, и женщина является лишь номинальным владельцем.
Фактически же участок купил ее зять, юрист Александр Евдокимов, который, возможно, помогал Пристану в решении ряда вопросов и за это мог просить продать ему участок гораздо ниже рыночной стоимости.
По версии следствия, в марте 2019 года Евдокимов предложил решить Тапашиди проблемы с разрешениями на строительство многоквартирных жилых домов в микрорайоне Северный-3 и Дубовом за 5,5 миллиона рублей. За 2019 год Тапашиди отдал Евдокимову всю сумму по частям, но его проблемы не решились. Следствие полагало, что на эти деньги Евдокимов и купил участок у Пристана, записав его на свою тещу, что могло стать основанием для претензий Тапашиди на объект.
Но куда больший скандал в том, что в сентябре 2021 года, уже посла начала разбирательств Тапашиди и Поцелуевой за участок, находившийся в СИЗО Александр Евдокимов неожиданно для всех свел счеты с жизнью. Впрочем, многие в версию просто не верят – Евдокимову грозил не такой уж большой срок, да и то только в случае доказания вины. А вот рассказать следователям он мог многое.
На фоне всех этих захватывающих событий мало кого удивили сообщения о якобы имевшем место задержании Павла Тапашиди в Шереметьево. Как-никак, под проект коттеджного поселка под Воронежем «подписался» лично губернатор Гусев, а его реализация идет пока ни шатко, ни валко.