Защитный курс: зачем Серебренников рассказал об обналичивании денег

Источник
«Седьмая студия» Кирилла Серебренникова, работавшая на бюджетные средства, действительно платила зарплаты и гонорары наличными, заявил в суде режиссер. Обналичивание госсубсидии не может считаться мошенничеством, говорят юристы.
Сотрудники АНО «Седьмая студия» режиссера Кирилла Серебренникова, которым вменяется мошенничество с бюджетными средствами в особо крупном размере, действительно обналичивали их, но тратили их строго на проекты. С таким заявлением Серебренников, обвиняемый, как и остальные, по ч. 4 ст. 159 УК РФ (максимальное наказание — до десяти лет лишения свободы), выступил в среду, 18 июля, в Басманном суде Москвы, который рассматривал вопрос о продлении режиссеру домашнего ареста.

«Я не хочу никого убедить, что обналичивание денежных средств — это хорошо. Но для меня нет сомнений, что все обналиченные деньги строго учитывались в кассе «Седьмой студии» и выдавались строго на проекты», — сказал Серебренников.

Судебный процесс по делу «Седьмой студии» может начаться осенью. Следственные действия были завершены еще в начале года, сейчас обвиняемые продолжают ознакомление с 258 томами дела. Серебренников, которому на сегодняшнем заседании домашний арест был продлен до 22 августа, по решению Басманного суда должен завершить ознакомление до 1 сентября.

Пятерых фигурантов дела обвиняют в мошенничестве с субсидиями от Минкультуры на сумму 133 млн руб. Деньги были выделены на проект по популяризации современного искусства «Платформа» в 2011–2014 годах. По версии следствия, руководство «Седьмой студии» расхитило их.

«В «Седьмой студии» постоянно работали от 40 до 60 человек. И этим людям, так же как и мне, выплачивалась заработная плата. Мы получали ее наличными в кассе и расписывались за эти деньги», — сказал Серебренников.

Режиссер также прочел в суде фрагмент протокола допроса бывшего бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой, дело которой выделено в отдельное производство и которая единственная из обвиняемых дала признательные показания: «Перед открытием самого проекта «Платформа» ко мне подошли [директор «Седьмой студии» Юрий] Итин и [генпродюсер «Седьмой студии» Алексей] Малобродский и спросили меня о том, есть ли у меня знакомое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые могли бы оказать так называемую помощь в обналичивании денежных средств. На мой вопрос, зачем это нужно, они сказали, что средств из федерального бюджета может не хватить на реализацию всех запланированных проектов и что если проводить все платежные операции через безналичный расчет, официально, то слишком много налогов придется заплатить».

«Масляева не говорит, что деньги должны были похищаться. Она говорит, что надо было как-то минимизировать налоги, что их надо меньше платить и поэтому надо обналичивать средства», — прокомментировал эти показания Серебренников.

«Всеобщее бедствие в нашей стране»

Фигуранты дела «Седьмой студии» и ранее признавали, что использовали наличные для расчетов с артистами и поставщиками. В январе Серебренников утверждал в суде: «Следствие не разобралось и не пыталось разобраться, а потому явно заблуждается, когда говорит о том, что наличные денежные средства, которые находились в кассе «Седьмой студии», обращались мною и иными лицами в свою личную пользу и использовались по личному усмотрению».

Обвиняемые «признают обналичивание каких-то денег, уход от уплаты налогов, но эти деньги использовались для организации спектаклей», утверждала в декабре прошлого года в суде адвокат Ирина Поверинова, защищающая Софью Апфельбаум, которая ранее возглавляла департамент господдержки искусства в Минкультуры и в этом качестве, как считают в СКР, помогала «Седьмой студии» с выводом субсидии. Действия сотрудников «Седьмой студии» адвокат назвала нарушением финансовой дисциплины, но не преступлением.

«Обналичка — это всеобщее бедствие в нашей стране, с ней надо долго бороться, но это не трагично и не криминально», — сказала РБК Поверинова. По ее мнению, квалифицировать такие действия по ст. 199 УК (уклонение от уплаты налогов), следствию может быть невыгодно. «Им [обвиняемым] могут насчитать налоговую задолженность, а они раз — и погасят ее. А если налоги оплачиваются добровольно, люди освобождаются от уголовной ответственности, даже когда дело уже в суде, — пояснила адвокат. — Зачем привлекать по статье, по которой маленькая санкция и вообще дело может быть прекращено?»

«Защиту фигурантов дела «Седьмой студии» устроит только прекращение дела по обвинению в хищении», — сказал РБК адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов, отвечая на вопрос о возможности признания режиссером вины, если обвинение будет переквалифицировано на более мягкий экономический состав. «Возможно, у АНО «Седьмая студия» есть налоговые нарушения, но это совсем другая история и ответственность», — пояснил свою точку зрения защитник.

«Мошенничество — это способ хищения. При уклонении от уплаты налогов мошенничество возможно, только когда налоги уже уплачены, а потом по каким-то фиктивным документам они из бюджета возвращаются налогоплательщику. То есть он у государства похищает средства, которые уже являются частью казны. К обналичиванию это никакого отношения не имеет», — пояснил РБК вице-президент Адвокатской палаты Москвы Вадим Клювгант.

Сами по себе действия «по превращению безналичных средств в наличные» не являются наказуемыми в уголовном порядке, утверждает адвокат: «Эти действия могут быть лишь способом совершения какого-то другого преступления, и факт его совершения нужно доказывать. Просто констатировать, что обналичено значит похищено, — это юридическая ошибка. Но, тем не менее, в нашей практике такие случаи не редкость».

«Особый род деятельности»

«Поскольку я второй год занимаюсь этим делом и немного изучил театральную кухню, могу сказать, что там приняты наличные средства, чтобы обеспечить работу, — сказал РБК адвокат Юрий Лысенко, защищающий экс-директора «Седьмой студии» Юрия Итина. — Здесь особый род деятельности: чтобы купить реквизит на блошином рынке, нужна наличка».

На вопрос о возможности признания Итиным вины в случае переквалификации обвинения он заявил: «Признавать вину нужно тогда, когда человек чувствует, что совершил преступление. А признаться в том, чего ты не делал, чтобы облегчить себе судьбу, — это подло. Юрий Константинович не такой человек».

В ноябре прошлого года Союз театральных деятелей России заявил, что действующая система госфинансирования театральных проектов не учитывает особенности творческой деятельности и создает для нее «непреодолимые препятствия». Театры вынуждены составлять планы-графики на годы вперед и проводить конкурсы на оказание услуг даже тогда, когда это противоречит здравому смыслу.

Многие проекты в области культуры, и в частности «Платформа» «Седьмой студии», финансируются постфактум, в порядке компенсации за уже выполненные работы, следовало из документации. которую изучил РБК. Это фактически толкает менеджеров на нарушения, рассказывали деятели культуры, например, на фиктивные отчеты о еще не выполненных работах, чтобы получить деньги на решение реальных задач.

«Министр посчитал, что все плохо»

Следствие отказалось подсчитывать расходы «Седьмой студии» на зарплаты и гонорары приглашенным специалистам, заявил сегодня Серебренников в Басманном суде. По его словам, за месяцы следствия защита заявила более 30 ходатайств о различных экспертизах и допросах, которые могли бы установить, как тратилась обналиченная субсидия. «Но следствие это просто не интересовало», — констатировал Серебренников.​

«Мы знакомимся с материалами дела и, к своему удовольствию, находим множество документов, доказывающих невиновность наших подзащитных», — заявила адвокат Апфельбаум Ирина Поверинова. «Но почему-то министр культуры посчитал на каком-то этапе, что все плохо, что нужно обратиться в какие-то компетентные органы, чтобы показательно разделаться с Серебренниковым. И начался какой-то ком абсурдных обвинений», — заявила Поверинова. Конкретных сведений о том, что дело «Седьмой студии» инициировал Владимир Мединский, у защиты нет, уточнила адвокат, отвечая на соответствующий вопрос РБК после судебного заседания, в ходе которого домашний арест Апфельбаум был продлен до 19 сентября.
Персоны Компании
Арестованный Сергей Калинин станет грузилом для депутата Госдумы Андрея Голушко
Силовики задержали депутата омского заксобрания Сергея Калинина. Скоро они могут прийти за его партнером по бизнесу депутатом Госдумы Андреем Голушко?
Хайдар Валеев 65% контента своей докторской диссертации содрал у других авторов
Экспертный совет ВАК рекомендовал лишить докторской степени главу Центризбиркома Башкирии.
Заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов оказался успешным бизнесменом
В 2017 году чиновник официально заработал 142,1 миллиона рублей. По его словам, он зарабатывает на сдаче в аренду недвижимости, среди его партнеров — основатели сетей «М.Видео» и «Старик Хоттабыч».
Кирилла Серебренникова оставили под домашним арестом
Мосгорсуд отклонил жалобы фигурантов дела «Седьмой студии» и их защиты на продление обвиняемым сроков домашнего ареста.
Голубое наследие Владимира Цветнова
Интимный друг Минкульта собирает дань с девелоперов, угрожая фотографиями министра Мединского
Владимир Мединский накажет Александра Мамута за "Смерть Сталина"
Минкульт РФ предъявил новые претензии к кинотеатру "Пионер" Александра Мамута.
Бунт Мамута против Минкульта
Александр Мамут открыто выразил неповиновение Владимиру Мединскому, запустив запрещенную кинокартину о смерти Сталина в своем кинотеатре.
Министр связи не помеха
Ключевые события из жизни и карьеры Николая Никифорова.
Борьба за кресло «министра-раздражителя»
На пост Владимира Мединского претендуют три человека.
Бухгалтер против людей искусства
Бывший бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева утопит Кирилла Серебренникова, Софью Апфельбаум, Екатерину Воронову и Юрия Итина. 
Кириллу Серебренникову подготовили следственный сценарий
Фигурантам дела «Седьмой студии» предъявили окончательное обвинение.
Культурный герой – режиссер Кирилл Серебренников
Первый в новейшей российской истории режиссер с мировым именем, попавший в жернова судебной системы.
Софья Апфельбаум досидит до 19 апреля
Директор РАМТ останется под домашним арестом.
Владимир Мединский обложит кинотеатры данью
Министр культуры России Владимир Мединский заявил, что теперь кинотеатры должны перечислять 3% выручки от билетов в Фонд кино.
Мединский заметает следы на «Платформе»
Следом за менеджерами «Новой студии» документацию о выплатах Серебренникову уничтожили чиновники Министерства культуры.
Софью Апфельбаум оставили под домашним арестом
Предполагаемой сообщнице Кирилла Серебренникова разрешили прогулки.
«Царьград» уходит в историю
Патриотическим паркам Константина Малофеева не хватило французских денег
Мединский и мусор
Как культурный архетип русского народа помешал снять «Игру престолов», как правильно чистить зубы и бороться с цензурой, рассказал 16 ноября министр культуры Владимир Мединский.