Если не везет, то это надолго. А корпорации «Союз-Возрождение» не везет просто хронически. И не с кем-нибудь, а со своими инвесторами. Еще не утихло эхо от скандала с бывшим партнером Михаилом Бабелем, а уже надо готовиться к новому судебному разбирательству. И опять скандал связан с ЖК «Западные ворота столицы». «Союз-Возрождение» предъявляет иск властям Подмосковья и группе «ПИК» Сергея Гордеева. Администрация Одинцовского района передала ему принадлежащую «Союз-Возрождению» землю. В корпорации считают это рейдерским захватом.
Строительство ЖК «Западные ворота столицы» началось еще в 2002 году. Потом права аренды на землю под ЖК перешли к «Союз-Возрождению», принадлежащей Теймуразу Вахания и Ирику Хусаинову. В 2006г. партнером по строительству стала «ИСК «Энбиэм» Михаила Бабеля. В 2009г. им был взят кредит у ВТБ на 5.5. млрд. руб. Поручителем по нему выступило «Союз-Возрождение». Однако к 2015г. строительство так и не было завершено. Более того, против вице-президента «Союз-Возрождение» Александра Воробьева и Михаила Бабеля было возбуждено уголовное дело о мошенничестве. Они обвинялись в двойной продаже квартир.
Почетный строитель Москвы
Михаил Бабель был задержан в ноябре 2016г. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, за что грозит наказание сроком до 10-ти лет. По версии следствия, Михаил Бабель организовал двойные продажи квартир в ЖК «Терлецкий парк». Всего было заключено 300 договоров, в число пострадавших попало 72 человека. Против девелопера «Терлецкого парка» компании «Глобинвестстрой» также может быть возбуждено уголовное дело. Сейчас решается вопрос о санации застройщика ЖК. То есть Михаил Бабель постоянно тянет за собой в уголовку своих партнеров.
Ситуация один в один схожа с «Западными воротами столицы». Михаил Бабель становится соинвестором, берет кредит под залог партнера, реализует квартиры путем двойных продаж. Строительство его в данном случае интересует меньше всего. Такой вот предприимчивый бизнес-партнер. Известна и история, когда Михаил Бабель написал заявление в полицию на своего партнера Юрия Гусева. За то, что тот не передал ему в пользование на 49 лет земельный участок ЖК «Золотой остров» по якобы заключенному договору, по которому были заплачены деньги. По словам Бабеля, Гусев продал участок другому бизнесмену Павлу Те, крупному московскому застройщику, тесно сотрудничающему с мэрией Москвы и министром строительства Маратом Хуснуллиным.
Когда же Гусева арестовали, Бабель и Те договорились, как будут совместно использовать в буквальном смысле золотую землю в центре Москвы. Сейчас их структуры ведут строительство, а Юрий Гусев парится в тюрьме. Данная история ярко свидетельствует, что на московском строительном рынке случайным людям делать нечего. И даже, если тебе достается каким-то образом лакомый кусок, то у тебя его всегда оттяпают московские строительные монстры, работающие в тесной спайке с властью. Такие как Михаил Бабель. И с такими методами «партнерства». Как ему это удавалось? А очень просто. Благодаря чиновникам, с которыми, по всей видимости, у Михаила Бабеля были очень хорошие связи. Например, когда в «Союз-Возрождении» почувствовали неладное, то строительные чиновники вместо принятия мер уговаривали руководство корпорации содействовать Михаилу Бабелю в получении кредитов в ВТБ.
Получается, что чиновники, скорее всего, были в доле и содействовали Михаилу Бабелю в его махинациях. И, не за красивые глаза, естественно. Учитывая строительный размах Бабеля, можно представить, сколько чиновников могло быть им «подмазано».
«Король недвижимости» Гордеев
Сергей Гордеев, владелец группы «ПИК», тоже в строительстве личность легендарная. Еще в 90-х годах создал компанию «Росбилдинг», которая специализировалась на слияниях и поглощениях. Очень мягкая формулировка. Не скрывается ли за ней обычное рейдерство? «Росбилдинг» прогремела в 1998г., когда скупала универмаги и магазины якобы для английской сети Tesco. Впоследствии все объекты, были перепроданы по отдельности, что вызвало у игроков рынка очевидный вопрос о том, что это было – покупка или рейдерский захват. Потом «Росбилдинг» стала скупать предприятия легкой промышленности. Или захватывать их? Гордеев даже вступил в конфликт с правительством Москвы. В 2003г. власти столицы направили запрос в прокуратуру о правомерности действий «Росбилдинг».
Однако скоро все помирились. Наверное, не надо объяснять способы, благодаря которым происходят подобные примирения. Достаточно сказать, что с тех пор Гордеев очень активно работает и на рынке столицы, и в регионах, ухватывая самые лакомые кусочки. Достаточно вспомнить ТЦ «Колумбус» , принадлежащий другим «королям недвижимости» Манаширову и Самиеву, который может достаться Гордееву по цене вдвое меньше изначально заявленной и намного меньше рыночной цены. Понятно, что такие объекты просто так не достаются.
Связь с чиновниками Сергея Гордеева настолько очевидна, что к бабке не ходи. И это ярко подтвердилось в ситуации с «Западными воротами столицы». Каким-то образом Сергею Гордееву удается не только перезаключить договоры с пострадавшими дольщиками, а и заключить договор аренды земельного участка с администрацией Одинцовского района. Как объясняют юристы в исключительных случаях возможно изъятие участка. Логична и передача его новому застройщику, та как при сдаче объекта в эксплуатацию он должен подтвердить свое право на землю. Интересно, какова цена признания чиновниками Подмосковья исключительного случая?
«Союз-Возрождение» пострадало второй раз. Оно хотело передать группе «ПИК» свои права под застройку в обмен на 8 тыс. кв. м. жилья, однако теперь осталось ни с чем. Попытки корпорации признать недействительными договоры поручительства по кредитам Михаила Бабеля в ВТБ считают попыткой уклонения от ответственности. И последней надеждой корпорации являются иски к группе «ПИК» и власти Подмосковья. Думается, что надежды «Союз-Возрождения» в судах будут похоронены. Слишком разные весовые категории у сторон. Что власти упало, то назад не отдается. А упало, по-видимому, достаточно.
Инициативный губернатор Воробьев
Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев быстро смекнул, что для контроля над ситуацией, в том числе и на строительном рынке Подмосковья, надо брать власть в свои руки. И на укрепление этой власти направлены все его последние инициативы. В мае 21016 г. был принят закон, согласно которому губернатор назначает глав городских округов и муниципальных районов. Однако Воробьев решил пойти ее дальше. И выступил с инициативой замены двухуровневой системы управления в регионе на городские округа. Якобы для сокращения чиновников. На самом деле – для контроля за местной властью. Понятно, что легче контролировать, к примеру, 20 человек, чем 40. И поставить своих людей проще, и договориться. Эта инициатива была жестко раскритикована на различных уровнях за противоречие закону о местом самоуправлении.
Градостроительная деятельность Воробьева также вызывает массу нареканий и протестов. Одним из предвыборных обещаний Воробьева было – «малоэтажное Подмосковье». Однако после своего избрания область начала застраиваться многоэтажными домами. Наивные избиратели. Они вообще представляют стоимость земли в Подмосковье, чтобы ей разбрасываться на малоэтажки? Это вообще дурным надо быть, чтобы такую политику проводить. Стричь надо бабло со строителей, пока должность позволяет. И чем выше дом, тем больше с него можно состричь.
По всей видимости, губернатор Воробьев своих возможностей не упускает. Например, компания «Самолет Девелопмент» получала строительные подряды по всей Московской области. При этом не для кого не было секретом, что принадлежит она брату Андрея Воробьева.
Что ждет строительный рынок?
Похоже, ситуация на строительном рынке и Москвы, и Подмосковья складывается одинаково. В бой идут крупные игроки, за которыми стоит власть. И чужих сюда не пускают. Уж больно лакомые пироги приходится делить. А для их деления любые средства хороши. Особенно если власть обеспечивает их видимую законность, пусть и в виде исключительных случаев, как это произошло в ситуации с «Союз-Возрождение». Можно этот расклад изменить? В ближайшем будущем вряд ли. Хотя надежда есть всегда. На то, что, например, губернатор Подмосковья сменится. И будет все по-другому. Ждать и надеяться. Пока это все, что остается.