Сумма сделки, которую сегодня озвучивают источники, — около $50 млн, что, как справедливо указывают «Ведомости», в разы меньше суммы, которую сейчас РБК должен структурам собственника — олигарха Михаила Прохорова.
Официальный покупатель — Григорий Березкин, владелец группы компаний ЕСН, в пакете которой уже и без того 60% акций «Комсомольской правды» и 80% акций газеты «Метро». Не умаляя масштаба фигуры господина Березкина, который занимает 117-ю строчку в рейтинге богатейших бизнесменов России, стоит отметить, что принадлежащая ему «Комсомольская правда» в июле 2016 года засветилась в списке лиц, аффилированных с ОАО «Газета Известия». Ну а «Известия» на сегодняшний день на 98,32% принадлежат холдингу Ковальчуков — Национальной Медиа Группе (НМГ).
Матрешка владения не самая простая, но владельцы Национальной Медиа Группы (НМГ) явно не стремятся афишировать, что держат в своих руках нити управления медийными активами. О том же, что помимо членства в кооперативе «Озеро» связывает господина Юрия Ковальчука с президентом, немало написано на страницах самого РБК, что делает для стороннего наблюдателя ситуацию максимально прозрачной — последний год течение неумолимо тянуло медиахолдинг к материку прогосударственных медиа.
РБК в прежнем формате перестал существовать после того, как выпустил текст о Катерине Тихоновой, которую Bloomberg называл дочерью президента России Владимира Путина
. Публикация стала точкой невозврата — на издание под благовидным предлогом набросились и прежде страдавшие от публикаций медиахолдинга чиновники. Вместе с Елизаветой Осетинской редакцию покинула значительная часть команды. Те, кто остался, стали свидетелями рождения афоризма, точно характеризующего положение сегодняшних медиа. Руководство издания заявило о существовании «двойной сплошной», которую не стоит пересекать журналистам.
Первый актив
Есть что-то символичное в том, что по сути первым медийным активом банка «Россия» Юрия Ковальчука стала газета «Санкт-Петербургские ведомости».
Издание считает себя правопреемником первой в России газеты, первый выпуск которой датирован 2 января 1728 года. Официально «Санкт-Петербургские ведомости» выпускались Петербургской академией наук под редакцией Герарда Фридриха Миллера, неофициально — вычитывались перед выходом Петром I.
По сути первая российская газета при тираже 706 экземпляров была государственным медиа. Можно ли считать это родовой травмой журналистики? Наверное, да. Медиаимперия Юрия Ковальчука — это частная корпорация, которая, владея медиа, транслирует цареву догму, пожалуй, поэффективнее, чем сами государственные СМИ.
Дело собирателя
Национальная Медиа Группа родилась девять лет назад в результате слияния медиаактивов банка «Россия» Юрия Ковальчука, Алексея Мордашова и страховой группы «Согаз». Медиагигант и по сей день продолжает дело собирателя российских медиа.
На сегодняшний день медиагруппе принадлежит 25% Первого канала, 72,4% Пятого канала и 82% РЕН ТВ. Печатные медиа НМГ представлены газетой «Известия» (98,32%), «Спорт-экспресс» (25%) и «Metro-Петербург» (100%). Также НМГ является владельцем 100% пакета акций радиостанции «Русская служба новостей». С 2014 года совет директоров медиагруппы возглавляет экс-депутат Госдумы Алина Кабаева. В марте 2016 года в медиагруппе работало более 2500 человек.
Мало того, медиагруппа контролирует 20% рынка платного ТВ в России — помимо 11 каналов Discovery Networks управляет каналами Turner Broadcasting System (Eurosport, Animal Planet, Cartoon Network и CNN International).
В «СПАРК» указано, что в 2015 году выручка НМГ составила 1,6 млрд рублей, а чистая прибыль — 539 миллионов. Стоимость активов компании по состоянию на конец марта 2016 года международное рейтинговое агентство RAEX оценивает в 16,5 млрд руб.
Впрочем, это цифры. Интереснее — драма. Это про трансформацию активов, которые попадают в Национальную Медиа Группу.
Звук вместо новостей
В свое время журналист Сергей Доренко назвал страшной ошибкой продажу «Русской службы новостей» Национальной Медиа Группе. В 2011 году холдинг купил 100% акций одной из самых популярных новостных радиостанций у «Русской медиагруппы». В декабре 2016 года РСН закрылась, а на частоте радиостанции была запущена трансляция телеканала Life под названием #Звук. Как видно, перемены произошли не за один день.
В 2013 года Сергей Доренко покинул пост главного редактора радиостанции, заявив, что «НМГ тайком выполнила операцию по захвату», назначив в день его отъезда на пост генерального директора РСН Арама Габрелянова, главу холдинга «Ньюс Медиа» («Известия» и LifeNews) и заместителя генерального директора Национальной Медиа Группы.
Доренко ушел — спустя три года «Русская служба новостей» превратилась в филиал LifeNews в буквальном смысле этого слова. За своим детищем журналист больше не следит.
— Изъял из соответствующих центров мозга это понятие. Я пять лет строил станцию. Потом я изъял ее из сознания. Потом она подчинилась моему изъятию и аннигилировалась.
По правде говоря, РСН на самом деле аннигилировали — в сознании слушателей ее тоже больше нет.
Петербургский легион
Впрочем, реальность доказывает — чтобы попасть под влияние Национальной Медиа Группы, вовсе необязательно числиться в списке активов господина Ковальчука. До недавнего времени медийные приобретения в медиагруппе отдавали на откуп вышеупомянутого Габрелянова.
Как известно, в 2015 году скандальный медиаменеджер двинулся на Санкт-Петербург. А именно — управлял и Балтийской Медиа Группой», аффилированной с Национальной Медиа Группой. Но увяз. Одни называют причиной тому низкий интерес жителей Северной столицы к желтым новостям, другие — к новостям в принципе, третьи, как, к примеру, журналист и историк Лев Лурье, — тот факт, что «к Габрелянову не пошел работать ни один приличный журналист».
Габрелянов действовал жестко, закрыв все медиаресурсы Балтийской Медиа Группы — радио «Балтика», телеканал «100ТВ», газеты «Невское время», «Смена», «Вечерний Петербург», уволив две сотни журналистов. На обломках должен был вырасти «первый новостной телеканал города» Life 78, но не случилось. Судя по последним новостям, Life 78 перейдет из управления холдинга Габрелянова под контроль менеджмента Пятого канала, который сделает канал «более интеллигентным».
Национальный — значит государственный
2016 год для НМГ прошел под знаком слияния с государственными медиахолдингами. Знаковым событием для рынка стало рождение ООО «Национальный рекламный альянс» (НРА) летом 2016 года. Структура стала объединенной компанией по продаже рекламы для холдингов НМГ, ВГТРК, Первого канала и «Газпром-Медиа». Каждый из участников получил долю в 25%.
Ранее общего продавца рекламы пытались создать на базе компании группы «Видео Интернешнл» (Vi), в 2010 году проданной структурам банка «Россия» Юрия Ковальчука, «Сургутнефтегазу» и владельцу «Северстали» Алексею Мордашову. К моменту создания «Национального рекламного альянса» крупнейший в стране продавец телерекламы обслуживал 13 федеральных эфирных каналов. По оценкам РБК, в 2014 году через Vi прошло 103,87 млрд руб., что составляло на тот момент не менее 65% общих затрат на телерекламу в России.
К слову, в марте 2017 года Национальная Медиа Группа заявила о первом за всю свою историю существования ребрендинге. Логотип будет выполнен в цветах российского триколора, «подчеркивая преемственность в развитии национального рынка медиа». Авторы намерены передать основные черты бренда, среди которых — «лидерство и визионерский взгляд на индустрию».
Точное определение, учитывая, что наименование визионера — корпоративного аналитика и стратега, вообще-то происходит от французского visionnaire — «прорицатель, имеющий предрасположенность к таинственным видениям». Для медиа путинской эпохи этот дар — угадывать, что думают за зубцами кремлевской стены, — становится фактором выживания.
Есть, правда, и другой тренд — думающая аудитория этот дар научилась распознавать за версту.