12 июля Пресненский суд Москвы вынес приговор скандально известному девелоперу Сергею Полонскому. Обвинявшийся в хищении 2,5 млрд рублей предприниматель был признан судом виновным, после чего тут же был отпущен домой. Подобный исход дела удивил каждого, кто мало-мальски следил за процессом. Впрочем, удивляться ситуациям, в центре которых оказывался Полонский, давно привыкли. Один из самых экстравагантных российских бизнесменов, по версии журнала «Форбс», шокировал публику словами: «У кого нет миллиарда, пусть идет в ж..у!» – в телеэфире ел свой галстук, вышвыривал за борт яхты правоохранителей, а уже пребывая в следственном изоляторе, объявлял о наличии у него онкологического заболевания, которое затем куда-то исчезло благодаря «молитвам и мыслям о семье».
Однако чудачества миллиардера смешили не всех – сотни бывших клиентов основателя девелоперской компании Mirax Group куда больше были озабочены тем, когда же они смогут въехать в свои квартиры и смогут ли вообще. Еще в 2005 году компания Полонского начала строить жилой комплекс «Кутузовская миля» на западе столицы. Доверие к застройщику было максимальным – к тому времени Полонский возвел в Москве несколько элитных ЖК, кроме того, он входил в число самых богатых людей страны. Однако по итогам мирового кризиса 2008 года компания Полонского оказалась в сложном положении, в результате чего строительство «Кутузовской мили» было остановлено. Спустя три года отчаявшиеся дольщики добились возбуждения в отношении Полонского уголовного дела. По версии следствия, Mirax заключала предварительные договоры купли-продажи квартир, заведомо зная об их несоответствии проектной документации и регламентирующим долевое строительство нормам. При этом из полученных 5,7 млрд рублей на возведение «Кутузовской мили» пошла только треть этой суммы.
Кинул дольщиков и кредиторов на пару «ярдов», тусанулся на собственном острове в Камбодже. В «Матросской тишине» отдохнул слегка – И на свободу с чистой совестью
Обвиняемый в хищении денег дольщиков бизнесмен бежал в Камбоджу на собственный остров, но и там продолжил чудесить, в результате чего попал в тюрьму. Однако смог урегулировать конфликт и даже получил камбоджийский паспорт, из-за чего его долго отказывались выдать России. В итоге это все же произошло. Во время следствия Полонский категорически отрицал свою вину, напирая на то, что стал жертвой рейдерского захвата. Так это или нет, однозначно судить сложно – за время процесса над Полонским в СМИ были опубликованы целые тома различных аргументов как в его пользу, так и против, причем можно подозревать, что не все они подавались публике от чистого сердца. Как бы то ни было, факт остается фактом: деньги дольщиков исчезли, и именно в этом следствие обвиняло девелопера. Вместе с ним на скамью подсудимых сели глава финансового департамента Mirax Group Александр Паперно и гендиректор дочерней компании «Аванта» Алексей Пронякин.
Прокуратура просила приговорить Полонского к восьми годам лишения свободы со штрафом в 900 тыс. рублей. Суд решил иначе – пять лет в колонии общего режима. Однако тут же председательствовавший на процессе Евгений Найденов добавил: в связи с истечением срока давности подсудимый освобождается из-под стражи в зале суда. Неожиданно? Еще бы! «Киданул народ на пару «ярдов», потусил в Камбодже, посидел малеха в Матроске и на свободу с чистой совестью. Его пример – другим наука», – прокомментировал итог процесса экономист Никита Кричевский. Хотя похоже, что говорить тут стоит об особой гуманности. Так, через несколько дней после оглашения приговора депутат Олег Нилов призвал провести парламентское расследование по факту освобождения Полонского. Мол, мы здесь решаем, как бороться с обманами дольщиков, а оно вон как! Потому нужно повнимательнее посмотреть, отчего это уполномоченные лица волокитили сроки возбуждения и рассмотрения уголовного дела против Полонского, в результате чего он вышел на свободу.
Пока неизвестно, будет ли принято решение о проведении расследования и станет ли прокуратура опротестовывать приговор. Тем временем уже родился анекдот: «Закон Васильевой – Полонского: в России размер наказания обратно пропорционален размеру украденного».