Задержательные беседы

Источник
Одиннадцать россиян попали в турецкие тюрьмы после теракта в Стамбуле.
После теракта 28 июня в аэропорту Стамбула по Турции прокатилась волна задержаний. Преимущественно в изоляторах оказались иммигранты, в том числе россияне. Среди них есть и член запрещенной в РФ партии "Хизб ут-Тахрир", и бывший узник Гуантанамо, и, возможно, люди, попадавшие в базы Интерпола. При этом в местном сообществе российских исламских переселенцев настаивают, что в основном полицейские отправили по камерам тех, кто не имеет отношения ни к одной из радикальных группировок. "Ъ" попытался разобраться, кто из выходцев из России сидит сейчас в турецких тюрьмах.

Массовые облавы и рейды начались в крупных турецких городах, когда с асфальта перед стамбульским аэропортом Ататюрк только-только смыли следы крови. Здесь 28 июня погибло 44 человека: группа боевиков взорвала самодельные бомбы, а затем открыла огонь из автоматов. Ответственность за этот теракт взяла на себя запрещенная в РФ террористическая группировка "Исламское государство". После этого выяснилось, что к теракту причастны выходцы из России и стран СНГ. Уже 5 июля турецкие власти сообщили, что в ходе рейдов были задержаны 11 россиян, которых проверяют на связь с радикальными группировками и, возможно, с терактом в аэропорту.

"Ъ" попытался воссоздать картину этих задержаний. Как рассказывали источники в сообществе российских мусульман в Турции, полицейские во время рейдов пошли по давно изученным адресам. "Брали тех, кто давно на примете, причем по совершенно разным поводам, необязательно связанным с экстремизмом. Но в основном задерживались те, к кому уже было внимание спецслужб",— рассказал собеседник. Так, в изоляторе оказался уроженец Башкирии Тагир Минибаев. Как он сам рассказывал "Ъ", он уехал из России, скрываясь от возможного уголовного преследования, поскольку является членом запрещенной в РФ исламской партии "Хизб ут-Тахрир". В Турции он находится уже не один год и со вниманием местных спецслужб к себе столкнулся не впервые. В 2013 году он уже провел несколько месяцев в местной депортационной тюрьме. Как рассказал "Ъ" пресс-секретарь Ассоциации русскоговорящих мухаджиров (переселенцев) в Турции Салман Север, тогда господину Минибаеву не предъявили никаких официальных обвинений, но он был занесен в базу потенциально опасных граждан. "Потом он обратился в суд с просьбой признать его право на убежище в Турции. Тогда его и замели во второй раз, с еще меньшей прозрачностью, но потом тоже отпустили. Теперь вот опять",— сказал собеседник "Ъ".

Самым публичным исламским активистом, оказавшимся в изоляторе во время рейдов турецкой полиции, стал Айрат Вахитов, также известный под псевдонимом Салман Булгарский. Он, как оказалось, был задержан еще 5 июля, но известно об этом стало только сейчас. Его, как сообщали СМИ, задержали в связи с возможной причастностью к ИГ. Уроженец Татарстана Вахитов в 2001 году был задержан в Афганистане, когда его вместе с бойцами "Талибана" захватили американские военные. Его перевели в тюрьму Гуантанамо, где он провел три года, а в 2004 году был передан России. Впрочем, к нему претензий долго не возникало, пока в Набережных Челнах его не задержали сотрудники ФСБ, но затем отпустили без предъявления обвинений. Поняв, что такое внимание спецслужб чревато арестом, господин Вахитов перебрался в Турцию. Ранее в беседах с "Ъ" господин Вахитов не скрывал, что, когда в Сирии началась гражданская война, он активно помогал местной оппозиции. Однако когда в регионе набрали силу сторонники ИГ, свою деятельность он свернул, так как с ними у бывшего узника Гуантанамо появились идеологические противоречия. "Айрат, как никто другой, имел идеологические разногласия с ИГ. Те даже вызывали его на шариатский суд, чтобы разобраться, но он прекрасно понимал, что это означает немедленную ликвидацию",— рассказывает о нем Салман Север. В итоге в ИГ он был заочно приговорен к смертной казни и продолжал жить в Анталье, подрабатывая переводами комментариев к Корану. В окружении господина Вахитова говорят, что единственная реальная претензия, которая может возникнуть к нему со стороны турецких правоохранителей, может быть связана с тем, как оформлено его нахождение в стране. "Это вполне рабочая версия, поскольку какие-то проблемы при оформлении визы могли возникнуть",— допускает собеседник "Ъ".

Сообщество российских мухаджиров в Турции довольно закрытое и не слишком охотно общается с прессой, опасаясь проблем с миграционными и правоохранительными органами, поэтому большинство опрошенных "Ъ" согласились рассказывать о ситуации с задержаниями лишь анонимно. Они сообщили, в частности, что местная полиция, как правило, предпочитает разбираться, кто имеет отношение к радикалам, а кто нет, уже после задержаний. "В одном из районов Стамбула довольно компактно живут сторонники ИГ, их периодически задерживают. Но там живут и вполне обычные переселенцы, поэтому вполне вероятно, что в этот раз задерживали и тех, кто хоть раз с этими игиловцами общался",— предположил один из россиян-мухаджиров.

О большинстве задержанных известно гораздо меньше, чем о Минибаеве и Вахитове. "Ъ" удалось найти список имен арестантов, среди которых фигурирует в том числе некий Камиль Д. Если забивать это имя в базу Интерпола, то в ней находится 32-летний Камиль Джафаров — уроженец Дагестана, которого Россия разыскивает по обвинению в членстве в незаконных вооруженных формированиях. Еще в списке присутствуют такие имена, как Рамазан И., Адам Р. и Гаджимед А. Однако никаких совпадений по этим именам и инициалам в базах Интерпола не нашлось. Собеседники в российской мусульманской общине не исключают, что среди задержанных, действительно, могут быть объявленные в международный розыск, в том числе упомянутый господин Джафаров, но пока официальных подтверждений этому нет.