Следственный комитет готовится к задержанию подозреваемых по делу о создании так называемых групп смерти для подростков в социальной сети «ВКонтакте». Первый — житель подмосковного Солнечногорска — уже задержан, всего обыски в квартирах подозреваемых идут в десяти регионах. По данным СКР, не менее 15 подростков, состоявших в группах, пропагандирующих суициды, совершили самоубийство, еще пятеро планировали покончить с собой, но остались в живых.
Во вторник Следственный комитет России сообщил о задержании жителя подмосковного Солнечногорска Филиппа Будейкина, известного под ником Филипп Лис и являвшегося администратором одной из так называемых групп смерти в соцсети «ВКонтакте». В задержании также участвовали сотрудники центрального аппарата МВД и ФСБ РФ. «Вскоре следствие будет ходатайствовать перед судом о его аресте»,— говорится в сообщении официального представителя СКР Светланы Петренко.
«В настоящее время следователи проводят серию обысков в Краснодарском крае, республиках Коми и Башкортостан, Московской, Волгоградской, Воронежской, Тульской, Кемеровской, Новосибирской, Омской областях. Обыски проводятся у администраторов и участников группы смерти, имеющих псевдонимы Филипп Лис, Филипп Море, Мирон Стех, Хранитель Истины и других, изымаются электронные носители и иные материалы, имеющие значение для расследования, допрашиваются свидетели и потерпевшие»,— сообщила Светлана Петренко.
Обыски стали результатом расследования уголовного дела, возбужденного ГСУ СК по Санкт-Петербургу по факту подстрекательства к доведению до самоубийства (ч. 4 ст. 33, ст. 110 УК РФ). Максимальное наказание за это преступление — до пяти лет лишения свободы. Следователи проверяли информацию, обнародованную 16 мая этого года в «Новой газете», о закрытых группах в соцсетях, где детей и подростков склоняют к самоубийству.
«Следствие располагает данными о том, что с декабря 2013-го по май 2016 года злоумышленники создали восемь виртуальных сообществ в сети «ВКонтакте», где открыто пропагандировали суициды и склоняли к их совершению несовершеннолетних пользователей»,— говорит Светлана Петренко. Доступ в эти группы был ограничен, «сродни членству в закрытом клубе». Участникам давались различные тесты и задания, преимущественно ночью, выполняя которые, они повышали свой рейтинг и получали новые задания, «связанные с тематикой смерти, суицида, причинения себе физических увечий и инсценировке этих событий». В подтверждение выполнения заданий дети присылали администраторам групп рисунки и фотографии порезов. «Как выяснили следователи, за отказ от их выполнения следовало безальтернативное исключение из группы, а каждый из участников настолько дорожил своим рейтингом, что не смел перечить виртуальным авторитетам и вынужден был выполнять опасные задания, вплоть до совершения самоубийства»,— поясняет госпожа Петренко.
Следователи ГСУ СК по Санкт-Петербургу установили 15 несовершеннолетних, которые состояли в «группах смерти» и совершили суициды в разных регионах России. «Самоубийства еще пятерых детей не состоялись»,— отметила Светлана Петренко. По ее словам, была проведена психолого-лингвистическая экспертиза переписки между администраторами групп и подростками. В заключении эксперты указали, что в текстах содержится «побуждение к совершению суицида, способствовавшее деформации инстинкта самосохранения и девальвации смерти».
В СКР не раз заявляли в последние месяцы, что действующее уголовное законодательство не содержит нормы, позволяющей привлечь к ответственности за склонение к самоубийству, если в действиях лица отсутствуют угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства. В начале октября СКР заявил о разработке законопроекта, устраняющего этот пробел. Ранее представители СКР предлагали ввести максимальное наказание за призывы к самоубийству до семи лет лишения свободы.
Тема «групп смерти» обсуждалась в конце сентября на рабочей встрече главы СКР Александра Бастрыкина с уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой. Глава СКР посетовал, что в России нет государственного органа, ответственного за мониторинг интернета и выявление запрещенной информации о способах совершения самоубийства и призывах к расставанию с жизнью.