В воскресенье вечером свердловский губернатор Евгений Куйвашев улетел в Москву: в понедельник его должен принять президент РФ Владимир Путин
. Одна из насущных тем для обсуждения – угроза социально-экономической стабильности в регионе, связанная с возможным закрытием производств компании «РУСАЛ». За несколько дней до этого Куйвашев обсуждал ту же проблему с замглавы администрации президента Вячеславом Володиным. Как говорят источники Znak.com, возможные протесты становятся основной головной болью губернаторов и чиновников АП.
Дерипаска уже заявил, что из-за убыточности производства в течение 2013 года на четыре года могут быть закрыты несколько заводов, в том числе и в Свердловской области. Это происходит во причине снижение цен на алюминий: чтобы производство было рентабельным, цена на алюминий должна быть на менее $2400, сейчас она составляет менее $1900.
Компания даже проводила специальное совещание по этой тематике, со стороны государственной власти его курировал вице-премьер Аркадий Дворкович. В конце недели Дворкович заявил, что правительство проработает вопрос о возможности создания государственного фонда запасов алюминия.
Губернаторов, в том числе, Куйвашева, волнует вопрос закрытия заводов, так как есть риск, что это приведет к социальным протестам, эффективно работать с которыми власти до сих пор не умеют, говорит собеседник Znak.Com, близкий к администрации президента. По его словам, губернаторы регионов, где представлен РУСАЛ, в том числе глава Свердловской области, просили администрацию президента решить вопрос с Дерипаской на своем уровне, так как на региональном, видимо, достичь компромисса не удалось. Один из собеседников пророчит в течение ближайших месяцев начало экономической рецессии в стране.
«В таких ситуациях главная задача губернаторов – гнать информационную волну так, чтобы получить финансовую помощь центра, ради этого они даже протесты поддержат, если возникнет необходимость», - рассуждает этот собеседник издания.
«Эта ситуация с которой давно уже не сталкивались ни региональные ни муниципальные власти. Работать с доведенными до отчаяния людьми - это все-таки не политтехнологии, а своего рода социальный кризис-менеджмент. Большинство нынешних глав регионов с таким протестом работать не умеют. Остаться наедине с протестующими они не хотят и не могут. Выход для них понятен и органичен - нужно всеми силами давить на федеральную власть , чтобы РУСАЛ заводы не закрыл. Если не получится, будут просить денег, так как переселять эти города еще опаснее», - отмечает глава Центра политической конъюктуры, экс-сотрудник администрации президента Алексей Чеснаков.
Другой источник, также близкий к администрации президента, считает, что вероятность социальных протестов на Урале низка: в 2008-2009 году их опасались, но они не случились.
Между тем, еще весной 2013 года фонд «Петербургская политика», возглавляемый экспертом Михаилом Виноградовым, отметил, что протест в России в последнее время из политического превращается в социальный: так, зимой 2012-2013 по стране прокатились митинги против повышения тарифов ЖКХ, что стало для власти своего рода неожиданностью. Это побудило президентские структуры экстренно вмешаться в ситуацию и провести совещание с участием президента Путина, на котором основная ответственность за сложившуюся ситуацию была возложена на региональные администрации и Минрегионразвития.
Тем не менее, конфликтогенный потенциал темы ЖКХ по-прежнему остается высоким. Серьезной проблемой может стать и недовольство малого бизнеса повышением страховых взносов: протесты в связи с этим решением также достигли в феврале своего пика, - говорилось в докладе.
«Конечно, нельзя говорить, что Россия в огне, и система шатается, но сейчас начинают сбываться прогнозы тех, кто еще осенью говорил, что социальный протест будет набирать большие обороты, чем политический. В условиях, когда у федеральной власти сложилось представление о том, что главным протестным потенциалом обладает Москва, для многих региональные протесты, вероятно, стали сюрпризом», - предупреждал тогда Виноградов.
Стоит отметить, что нынешняя политика администрации президента предполагает как раз повышение политической самостоятельности регионов и курс на то, чтобы губернаторы в преддверии выборов умели решать свои проблемы сами.