Почему рэпер покинул бизнес-империю, который создал вместе с друзьями детства, и чем он занят сейчас.
«Пошел ты в ж..., Тимати, меня бесит все, что ты делаешь! Посмотри, как ты живешь — однажды за весь день ты не сделал ничего зашкварного, но потом тебе пришлось проснуться», — обращался сам к себе рэпер Тимур Юнусов в комедийном шоу «Прожарка». Выслушав язвительные подколы от нескольких комиков, он сам вышел к микрофону, чтобы пошутить в ответ, и заявил, что начинает карьеру с чистого листа. За три месяца до выхода шоу, в конце июля 2020 года, Тимати сообщил в инстаграме, что покидает Black Star — бизнес-империю, которую вместе с друзьями детства Павлом (Пашу) Курьяновым и Вальтером Чассемом создал в середине 2000-х. В этом году Тимати занял 4-е место в рейтинге самых успешных звезд шоу-бизнеса и спорта c оценкой дохода $10,4 млн. Рэпер рассказал Forbes, что послужило причиной развода с Black Star и чем он занят сейчас.
Конец дружбе
В разговоре с Forbes Павел Курьянов признается, что решение Тимати покинуть Black Star стало для партнеров неожиданностью: «Если бы кто-то сказал ранее, что у него есть такие мысли, мне было бы сложно в это поверить».
Созданный в 2006 году музыкальный лейбл Black Star за 15 лет превратился в холдинг, объединяющий десяток разнообразных бизнесов: от продажи одежды и бургерных до барбершопов и тату-салонов. Но избежать разногласий основателям не удалось. Например, партнеры не оценили клип и песню «Москва», в которой Тимати положительно отзывался о столичном градоначальнике Сергее Собянине. Вышедший в сентябре 2019 года накануне выборов в Мосгордуму клип набрал рекордное количество дизлайков на YouTube (1,4 млн), после чего Тимати удалил его. «Мои политические предпочтения могут расходиться с мнением других учредителей компании», — отмечал Тимати в интервью Forbes.
Но основные разногласия были не идеологическими. «Тимур исторически был главным продюсером во всем нашем бизнесе. Но он в первую очередь артист, и вся эта история его тяготила и мешала развивать его собственную карьеру», — объясняет Курьянов. В 2018 и 2019 годах Тимати был одним из наставников в шоу «Песни» на телеканале ТНТ, участники которого получали шанс попасть на Black Star. «Попавшие на лейбл артисты требовали постоянного продюсирования, — говорит Курьянов. — Сейчас я понимаю, что мы с Вальтером (Чассемом, еще одним соучредителем Black Star. — Forbes) требовали от Тимура невозможного, предполагая, что он будет вести более 10 артистов. Мы говорили: этому артисту нужна песня, нужен клип. А он отвечал: ребята, я все понимаю, но мне самому нужна песня. И он прав, и мы правы».
«Black Star — это единственный лейбл в стране, который научился эффективно капитализировать инвестиции в сфере шоу-бизнеса и индустрии развлечений, при этом построив структуру зонтичного бренда», — утверждает сам Тимати, но сетует на корпоративные процедуры внутри бизнес-империи, которые «убивали творческую инициативу». «В холдинге стало слишком много организационных схем и бюрократии, все это убивало во мне желание сидеть с толковыми ребятами в 12 дня в хабе, курить кальян, придумывать крутейшие темы и без промедления их запускать, — говорит рэпер. — Сидеть и придумывать мне никто не мешал, но вот дальнейшая отработка департаментов, запросы по имейлам, раздумья исполнительной группы, согласования на совете акционеров, сессии по исполнению, корректировки бюджетов, защита бюджетов, протаскивание проекта мною в финале, реализация… И вот наступает момент внутренней презентации, и, например, необоснованное мнение одного из топов в отношении вывода на рынок или самого продукта отправляет его в стол». Тимати говорит, что однажды почувствовал, что Black Star начал превращаться в «какой-то российский филиал западной компании». «А это вообще не мой сценарий», — категорично заявляет рэпер.
В результате раздела активов Тимати досталась сеть барбершопов, салонов красоты и тату-студий (сейчас называются 13 by Timati), а также сеть автомоек и детейлинга, переименованная в 13 Ditailing & Car Wash. Музыкант сохранил доли в сети бургерных Black Star Burger и картинг-площадках в Москве и Санкт-Петербурге. В ведении Курьянова и Чассема остались музыкальный лейбл, рекламное агентство «Глобал Стар», музыкальная компания Make It Music, марка одежды Black Star Wear и сеть компьютерных клубов. По оценке Курьянова, Black Star сохранил активы, которые генерировали около 70% выручки группы. «Если учитывать доходы, которые генерировал сам Тимати, — реклама, музыкальный каталог и концерты, то потеряли еще около 15–20% выручки», — говорит Курьянов.
Но по его мнению, уход Тимати благотворно повлиял и на карьеру музыканта, и на холдинг: «Эта ситуация оголила проблему старой версии Black Star, благодаря ей мы сделали децентрализованную модель бизнеса, которая позволяет работать с молодыми продюсерами и артистами в разных жанрах, сделали пять саблейблов и подписали 15 новых артистов». За год, утверждает Курьянов, холдингу удалось отыграть потери и выйти на показатели 2019 года — в этом году выручка группы превысит 1 млрд рублей.
Но сохранить дружбу не удалось, сожалеет Курьянов. Тимати признает, что не общается с бывшими партнерами и не следит за деятельностью группы. Свой год без Black Star он описывает метафорически: «Почувствовал себя спринтером на треке в самых новых кроссовках, до этого последние годы больше ощущал себя Самсоном с остриженными волосами, крутящим ненавистные жернова».
Табак и холостяк
Покидая Black Star, Тимати говорил, что его партнеры равняются на такие корпорации, как Amazon, Google и Virgin, ему же ближе концепция миллиардера Илона Маска. «Маск в каком-то смысле больше шоумен и продюсер, чем предприниматель, — объясняет Тимати. — Посмотрите, что он делает со своими продуктами: с помощью инструментов шоу-бизнеса создает ажиотажный спрос на них еще до релиза. Он не зависит от партнеров и легко экспериментирует: захотел — сделал огнемет, захотел — сделал текилу. И никакое собрание акционеров не мешает его творчеству и бизнесу».
Схожие способности в музыканте подмечает продюсер Яна Рудковская: «За что можно уважать Тимати, так это за то, что он абсолютно не претендует на лавры гениального вокалиста. Зато он очень талантливый шоумен, умеет зарабатывать на всем». Рудковская считает, что доходы Тимати в какой-то момент начали превышать доходы Black Star, а за прошедший год музыкант сделал большой рывок.
Покинув холдинг, Тимати выпустил альбом «Транзит» (по его словам, собравший более 211 млн прослушиваний на стриминговых платформах) и несколько успешных клипов: «Хавчик» с тиктокером Даней Милохиным (30 млн просмотров в YouTube), Rolls-Royce c бывшими артистами Black Star Джиганом и Егором Кридом (37 млн просмотров) и El Problema с Моргенштерном (121 млн просмотров). С идеей последней песни к Тимати обратился сам 22-летний рэпер из Уфы и его битмейкер Slava Marlow, они же написали бит. После выхода клипа Моргенштерн выложил видео, в котором рассказал, что в основу баса для бита был положен звук испускания газов. «Это история была немного лишней, — усмехается Тимати. — Я им сказал: ну если вы такую фигню выложили, придется извиниться». Моргенштерн и Slava Marlow извинились и удалили видео. Но отношения не испортились. «Он неглупый парень, — отзывается Тимати о Моргенштерне. — Правда, я не понимаю, где он живет, а где играет роль, и далеко не со всем, что он делает, согласен».
Тимати удалось заработать и на старых песнях, права на которые отошли к нему после ухода из Black Star. В сентябре телеграм-канал ebobo сообщил, что Тимати продал американской музыкальной компании The Orchard Enterprises лицензию на каталог своих песен на два с половиной года за $1,5 млн. Тимати отказался комментировать сделку с The Orchard, сославшись на договор о неразглашении.
Но основной доход Тимати приносит не музыка. По оценкам Forbes, за год он заработал около $7 млн на рекламных контрактах и интеграциях в YouTube и инстаграме. Клипы артистов Black Star часто наполнены нативной рекламой. Основательница агентства SoldoutMafia Катерина Павлова говорила Forbes, что несколько лет назад стандартная стоимость интеграции составляла 30–50 рублей за 1000 просмотров. Тимати от традиции не отказался, в его клипах можно найти упоминание букмекерской конторы Leon, сети ресторанов «Тануки» и «Чебупелей». Но если Black Star пропагандировал здоровый образ жизни, то в новых клипах Тимати появляется реклама водки «Беленькая» группы Beluga и «Дикий мед», которую производит «Башспирт».
Еще один рекламодатель — табачные компании. «Я раньше не мог открыто показывать, что имею привычку дымить кальяном, — говорит Тимати. — После ухода начал со студии в сторис кидать, что ни одна вечерняя сессия не обходится без кальяна, что является правдой уже как лет пять». Вскоре на рэпера посыпались предложения о сотрудничестве. Он говорит, что изучил объем рынка и приятно удивился цифрам. Компания Must Have выпустила для него персональный табак Rocket, а знакомство с компанией Burn зашло дальше рекламных коллабораций — Тимати стал соинвестором бренда Banger, получив 40% в одноименной компании. «Продукт вышел очень качественный и новаторский в плане технологии. В первую неделю релиза только предзаказов было свыше 25 000», — говорит Тимати, в 2022-м он планирует выводить бренд на мировой рынок.
Дополнительное внимание к Тимати привлекло его участие в романтическом реалити-шоу «Холостяк», в котором он выбирал себе подругу среди девушек, прошедших кастинг. Тимати говорит, что согласился на участие за три дня до рекламной кампании, стартовавшей в октябре 2020 года. Условия участия в шоу он не раскрывает, но называет их беспрецедентными. Несколько собеседников Forbes, знакомых с Тимати, оценивают его гонорар на шоу в 45–50 млн рублей, отмечая, что канал ТНТ мог пойти на дополнительные уступки из-за того, что незадолго до старта проекта музыкант расстался с моделью Анастасией Решетовой.
«Концепция этого телешоу — это скрытая мечта почти любого мужчины, — говорит Тимати. — Я понимал, что если не в этот раз, то никогда уже такого опыта не будет. Где бы еще я мог познакомиться одновременно с 20 девушками, придумывать и организовывать интересные свидания? Где в реальной жизни человек может потратить бюджет $5 млн на свидания?» Канал ТНТ сообщал, что доля зрительской аудитории в возрасте 14–44 лет во время премьеры «Холостяка» составила 9,2%, а затем выросла до 10%. На YouTube у каждого из 12 выпусков шоу 5–6 млн просмотров.
Рэп-инвестор
Интервью Forbes Тимати дает по видеосвязи с Мальдив. Связь часто прерывается — на островах бушует шторм. Рэпер давно занимается серфингом и часто бывает на Мальдивах. А на одном из островов с 2019 года организует серф-лагерь 13 Surf Camp, его обитатели днем рассекают волны, а вечером собираются на берегу послушать выступление диджея или посмотреть кино. Партнер Тимати в этом проекте — Илья Винокуров, чемпион России по кайтбордингу 2004 года и бывший председатель комитета по кайтбордингу Федерации парусного спорта России. Путешествие на 8–9 дней обойдется примерно в $10 000 без учета билетов. Цены на серфинг для новичков составляют почти $1500. По словам Тимати, общий доход от каждого выезда с учетом рекламных контрактов составляет $700 000–800 000, чистая прибыль может доходить до 20 млн рублей.
«Серф-кемп — это не сверхмаржинальное направление, но и далеко не убыточное. Но поскольку серфинг — это моя страсть и любимый вид спорта, я делаю это с огромным удовольствием. Кемп — это в первую очередь создание правильного комьюнити успешных молодых людей, которые выбирают активный спортивный отдых, сопряженный с постоянным интертейнментом», — говорит Тимати. Он планирует развивать серфинг в России и уже строит крытые установки для серфинга в Москве и Подмосковье под брендом 13 Surfing Department.
В своем инстаграме Тимати называет себя предпринимателем. После ухода из Black Star к нему регулярно обращаются бизнесмены с идеями различных проектов. «Обращаются и инвесторы — постоянно предлагают деньги под размещение или взять их в долю, потому что с нами интересно и потому что, на мой субъективный взгляд, деньги в чистом виде просто плавно обесцениваются в мире», — говорит Тимати.
Осенью 2020 года музыкант зарегистрировал компанию «Ракета инвест», которая в будущем должна стать инвестфондом для его активов, в том числе не из сферы развлечений. Пока что актив один. В 2020 году к Тимати обратился Илья Кирик, глава одного из крупнейших телемагазинов Shopping Live, входящий в европейский холдинг HSE24 Group. По данным TNS Russia, в 2019 году суточный охват Shopping Live составлял около 1,14 млн человек, его выручка за 2017 год — 7,3 млрд рублей.
Кирик заинтересовал Тимати идеей мобильного приложения, в рамках которого стримеры могут рекламировать товары в формате «магазин на диване». И музыкант вложил в стартап $1 млн, получив 25% в компании «Телестар Медиа», которая развивает сервис StreamSale. Это новый формат для России, хотя подобные проекты развиваются в Азии и США, говорит Тимати. «Все совпало как нельзя наилучшим образом, — описывает он первый этап. — Экспертиза Ильи в ТВ-шопинге и моя в медиа и продвижении наложились на бешеный рост онлайн-рынка. Свою роль сыграли и карантинные ограничения — пользователи хотели продолжить покупать в онлайне так же, как они это делали раньше в торговых центрах, подробно изучая товар, а сделать это можно только во время «живых продаж» в видеоформате». Какие результаты? Приложение установили на 200 000 устройств, к проекту присоединилось более 1000 поставщиков, на сегодняшний момент проведено уже 1000 стримов, которые в совокупности обеспечили 1 млн просмотров.
Осенью 2020 года «Ракета инвест» подала заявку на регистрацию торговой марки «Тимати стал делать лучше», повторяющую строчку его куплета в песне El Problema. Тимати говорит, что ее ему подсказали фанаты, которые после его ухода из Black Star оставляли комментарии с такой формулировкой в его инстаграме. «Я подумал, раз действительно «Тимати стал делать лучше», то почему бы не зарегистрировать», — говорит рэпер.
Как успех бывшего партнера оценивает Павел Курьянов? «Насколько я понимаю, у Тимати была задача после выхода из бренда медийно усилиться. И он эту задачу четко выполнил, он сделал фиты с молодыми популярными исполнителями, пошел на самое, может быть, медийное шоу страны и своей цели достиг однозначно. Молодец, желаю ему удачи», — говорит совладелец Black Star.