Банку Москвы удалось добиться в суде права на взыскание $213,3 млн со структур, близких к основателю группы АСТ Тельману Исмаилову. Впрочем, примеров успешного взыскания долгов с компаний господина Исмаилова пока немного, а разбирательство еще не закончено — ответчик пытается признать кредитный договор кабальным. Параллельно банк продолжает требовать в суде личного банкротства бизнесмена.
Вчера арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Банка Москвы о взыскании $213,3 млн с ООО КБФ АСТ — поручителя по кредиту, который брало ООО "Руслайн 2000". Обе структуры аффилированы с семьей основателя группы АСТ и владельца снесенного Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова. В КБФ АСТ по 31,75% принадлежит его сыновьям Алекперу и Сархану, 36,5% — у партнера Заура Марданова, следует из данных Kartoteka.ru. "Руслайн 2000", принадлежащее зарегистрированной на Британских Виргинских островах "Эргон Инкорпортейтед", до 2006 года возглавлял Петр Иляев, который в сентябре этого года стал гендиректором другой компании Алекпера и Сархана Исмаиловых. По номерам КБФ АСТ и "Руслайн 2000" на звонки "Ъ" вчера никто не ответил.
Как сообщал "Ъ" 5 октября, кроме требований к компаниям семьи Тельмана Исмаилова Банк Москвы также подал иск о личном банкротстве бизнесмена. Пока Москвой руководил мэр Юрий Лужков, господин Исмаилов был крупным столичным бизнесменом, владевшим зданиями в центре города, включая "Военторг", и земельными активами в Подмосковье. Но после скандального закрытия в 2009 году Черкизовского рынка он перебрался в Турцию, где работает его люксовый отель Mardan Palace.
Вчера в пресс-службе ВТБ, в группу которого входит Банк Москвы, "Ъ" сообщили, что подача судебных исков не исключает возможности переговоров по урегулированию ситуации. "На сегодняшний день ВТБ не получал конструктивных предложений от Тельмана Исмаилова или структур, входящих в его группу, по реструктуризации имеющихся долгов",— отметил представитель ВТБ.
Кредитный договор с "Руслайн 2000" был заключен в сентябре 2012 года. Предполагалось, что семья Исмаиловых продаст московские активы в недвижимости, чтобы снизить долговую нагрузку, но в июле 2015-го, оставив попытки уладить дело в досудебном порядке, Банк Москвы обратился с требованием о взыскании долга в суд. В рамках рассмотрения иска банк пытался арестовать имущество КБФ АСТ и добиться запрета на внесение изменений в ЕГРЮЛ, но в этом суд отказал: необходимость ареста банк обосновал распечаткой с сайта vedomosti.ru, "которая не является основанием для принятия обеспечительных мер", говорится в документах суда.
О примерах успешного взыскания долгов с российских структур Тельмана Исмаилова пока неизвестно. В прошлом году группа "Мангазея" Сергея Янчукова сообщала, что добилась заморозки части активов господина Исмаилова по иску о взыскании $100 млн, одолженных на девелоперские проекты. Но получить реальный контроль над недвижимостью "Мангазее" пока не удалось (см. "Ъ" от 13 ноября 2014 года): часть активов перешла под контроль других кредиторов. В июне 2015 года "Ведомости" сообщали, что один из объектов группы господина Исмаилова — проект гостиницы на Никитском бульваре — перешел за долги одному из партнеров группы АСТ.
Разбирательство с КБФ АСТ еще не закончено: суд принял в производство встречный иск с требованием признать кредитный договор с Банком Москвы кабальным и содержащим заведомо невыполнимые условия. Но по словам партнера адвокатского бюро А2 Михаила Кюрджева, добиться признания кабальным договора, где сторонами являются юридические лица, очень трудно: "Банки учитывают такую возможность, оформляя его, и подстраховываются". Кроме того, условия договора, вероятно, уже рассматривались в рамках изначального иска Банка Москвы, и кредитор сможет ссылаться на результаты этого дела, добавляет юрист.