За махинации с детским питанием в Дагестане ответили стрелочники

Источник
Как получить срок за отказ заплатить прокурору.
Махинации с бюджетными деньгами, выделенными на питание школьников в Акушинском районе Дагестана, обернулись сроком для «стрелочников». Непосредственные участники схемы — главы образовательных учреждений — в худшем случае, отделались минимальными штрафами. Секрет такой избирательности, похоже, кроется в том, кто выплатил отступные прокурору района, а кто это делать отказался. Что интересно, на предыдущем месте работы — в Кайтагском районе — Мирзакади Мирзакадиева также связывали со схемой по выводу казенных средств — тогда деньги предназначались для ремонта школ. Об этом, а также о том, как прокурор обеспечил родню бесплатными участками, — в материале ПАСМИ.

В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратились жители Акушинского района Дагестана. Они сообщили о возможной схеме хищения средств, выделенных на продукты для школах и детских садов, “крышей” которой якобы выступает районный прокурор Мирзакади Мирзакадиев. Для проверки информации в Республику Дагестан выехала съемочная группа редакции. Журналистам удалось пообщаться с жителями не только Акушинского, но и Кайтагского района, в котором Мирзакадиев возглавлял надзорный орган ранее. Чем прославился прокурор — в рассказах юристов, чиновников  и предпринимателей.

Срок за родственника

Уголовное дело в отношении Камиля Маматулаева и Расула Расулова было возбуждено в июле 2017 года. Их обвинили в мошенничестве  и подделке документов при выполнении компанией “СтройСнаб” контрактов на поставку продуктов в школы и детские сады Акушинского района Дагестана. По данным следствия, Маматулаев сфальсифицировал доверенность от своего родственника — гендиректора «СтройСнаба» Анзора Алиева — и  заключил контракты со школами и садами. Затем он подделал подписи Алиева на накладных по поставке продуктов, а водитель Расулов подписал эти документы у директоров учреждений, хотя никаких продуктов туда не доставлял. Руководители перевели средства бюджета района на счет ООО “СтройСнаб”, откуда их якобы похитил Маматулаев — опять же по поддельной доверенности.

Они в курсе:
— врио главы Респулики Дагестан Сергей Меликов
— прокурор Дагестана Алексей Ежов
— руководитель СУ СКР по Республике Дагестан Анатолий Щуров
— глава УФСБ по Республике Дагестан Алексей Егоров 
— председатель Верховного суда Республики Дагестан Сергей Суворов 

Как пояснил ПАСМИ адвокат Маматулаева Алисултан Гамидов, экспертиза, доказавшая фальсификацию документов, вызывает сомнения, так как один и тот же эксперт со стажем работы 1 месяц за два дня выполнил свыше 50 почерковедческих исследований. В пользу фигурантов свидетельствуют показания девяти глав образовательных учреждений, а также главы отдела образования районной администрации Басират Магомедовой о том, что продукты в школы и сады поставлялись, и никаких нареканий к исполнению контракта не было. 

По сути, все обвинение строится на показаниях остальных 47 руководителей школ и детсадов.  Они заявили, что указанию чиновников администрации Магомедовой и Ярахмедова подписывали накладные, не получая никаких продуктов питания, а еду для детей сами приобретали в магазинах или приносили из дома. 

Но, как подчеркивает адвокат Гамидов, дав такие показания, свидетели обвинения, по сути, признались в совершении преступления, которое инкриминируется Маматулаеву и Расулову, то есть в мошенничестве. Между тем, оценки их деяний по ст. 159 УК РФ дано не было. Вместо того, чтобы в соответствии со ст. 144-145 УПК РФ провести проверку и вынести решение либо о возбуждении уголовного дела (что привело бы к уголовному преследованию почти всех руководителей в сфере образования), либо об отказе (после чего стало бы невозможным и уголовное преследование Маматулаева и Расулова), следователи завели 47 уголовных дел о служебном подлоге. Все они были переданы в суд, причем следствие ходатайствовало о прекращении уголовного преследования и вынесении наказания в виде судебного штрафа. И во всех 47 случаях суд с доводами следствия согласился и оштрафовал глав образовательных учреждений на 10 тыс. рублей. 

Что касается Камиля Маматулаева и Расула Расулова, то их Левашинский районный суд Республики Дагестан приговорил к 4 годам лишения свободы и 4 годам условно соответственно. В начале февраля приговор вступил в законную силу — Верховный суд Дагестана отказал в удовлетворении апелляционной жалобы. 

Посланец от прокурора 

Адвокат Алисултан Гамидов заявил, что будет обжаловать судебное решение в кассационной инстанции. По словам защитника, его доверитель считает свое уголовное преследование заказным: оно могло быть организовано прокурором Акушинского района Мирзакади Мирзакадиевым как месть за отказ дать взятку. 

Как пояснял Камиль Маматулаев, незадолго до возбуждения уголовного дела —  в конце мая 2017 года — к нему домой пришел сотрудник УБЭП МВД по Республике Дагестан  Абдуллагаджи Алиев. Полицейский якобы заявил, что Маматулаев должен заплатить ему и прокурору Мирзакадиеву 350 тыс. рублей. За эти деньги он обещал не препятствовать предпринимательской деятельности, объяснив, что в противном случае глава районного надзора организует против него уголовное дело. На слова Маматулаева о том, что он никакого бизнеса не ведет, сотрудник УБЭП заявил, что речь идет о компании “СтройСнаб”, руководил которой брат жены Маматулаева. Якобы, пока гендиректор болеет, все вопросы должен решать его родственник.

Маматулаев платить категорически отказался и написал заявление в УСБ МВД  Республики Дагестан. Там дело против сотрудника полиции возбуждать отказались, а вот заявителю, в полном соотвествии с угрозами, предъявили обвинение и отправили в СИЗО.

В августе 2018 года адвокат Гамидов  изложил информацию своего подзащитного в жалобе на имя прокурора Дагестана. В письме не только сообщалось о возможном вымогательстве 350 тыс. рублей от имени прокурора Мирзакадиева и о мести за отказ заплатить, но и указывалось на его вмешательство в ход уголовного дела. “Прокурор Акушинского района Мирзакадиев из личной заинтересованности освободил указанных директоров школ и дошкольных учреждений от уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ, незаконно сделав их свидетелями. При этом, свою заинтересованность в пользу указанных лиц, прокурор Мирзакадиев прикрывает возбуждением и направлением в суд уголовных дел по ст. 292 УК РФ в отношении некоторых директоров школ и дошкольных учреждений”, — говорилось в жалобе.

Но, как сообщил адвокат Гамидов, в региональной прокуратуре оснований для мер реагирования по данной информации не усмотрели, заявив, что она не нашла подтверждения.

Плата за невмешательство

Между тем, причастность Мирзакади Мирзакадиева к скандалу вокруг поставки продуктов для школ и детсадов подтвердил информированный источник ПАСМИ. Он напомнил, что до назначения на пост прокурора Акушинского района в 2015 году Мирзакадиев занимал аналогичную должность в Кайтагском районе. Там у него были налажены связи, а на “нужные места” пристроены родственники. В частности, младший брат сотрудника надзора  Абдусалам Мирзакадиев был в то время опером уголовного розыска, затем — замглавы администрации района и заместителем председателем муниципального собрания депутатов, племянник Керим Керимов руководил местными электросетями. 

Кстати, по данным собеседника редакции, электросетевое хозяйство района Керимов полностью развалил. Никакого ремонта не производилось, хотя деньги выделялись. Под прикрытием дяди-прокурора Керимов якобы оформлял непроведенные работы как выполненные, а средства на них использовал по своему усмотрению.

Они должны быть в курсе:
— директор ФСБ Александр Бортников
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев

А на новом месте, среди чужих людей работать прокурору было сложнее, как с материальной стороны дела, так и с точки зрения авторитета, который надо было зарабатывать. И одной из возможностей, которой воспользовался прокурор, стала как раз схема с поставкой продуктов в образовательные учреждения. Узнав о махинациях с бюджетными деньгами, Мирзакадиев, по словам собеседника, якобы предложил ее участникам заплатить за невмешательство. 

Среагировали на это предложение по-разному: Камиль Маматулаев, как уже было сказано выше, на только отказался давать деньги, но и заявил о вымогательстве в правоохранительные органы, за что получил обвинение в мошенничестве, а затем и срок.

Меньшая часть директоров школ и садов, по данным источника, на предложение прокурора согласилась. Эти лица были выведены из под ответственности, и на суде по делу Маматулаева и Расулова давали показания о том, что контракты исполнялись честно, и подсудимые исправно поставляли продукты.

А вот остальные 47 руководителей образовательных учреждений навстречу главе районного надзора изначально не пошли. Впоследствии им пришлось свидетельствовать против Маматулаева и Расулова, побывать фигурантами уголовных дел и заплатить судебный штраф. Правда, как заметил собеседник редакции, 10 тысячами рублей, которые директорам назначил суд, они в итоге все равно не отделались.  

Дармовые земли

Что касается работы Мирзакади Мирзакадиева в Кайтагском районе, то он обеспечил свою родню не только должностями, но и земельными участками, причем, совершенно бесплатно. Информацию и документы по этим землям ПАСМИ предоставил заместитель начальника юридического отдела администрации Кайтагского района Буньямин Кадирбеков.

Так, в 2008 году администрация района безвозмездно передала участок площадью 400 кв. метров на бульваре в центре села Маджалис Кериму Керимову — племяннику Мирзакади Мирзакадиева. В 2010 году этот участок был продан дочери районного прокурора Изумруд Магомедовой за 60 тыс. рублей, а затем она переуступила землю третьему лицу. На этом участке находилось памятное для сельчан место — там был похоронен первый начальник народной милиции. После передачи земли надгробная плита была уничтожена.  

В 2006 году постановлением Маджалисского сельсовета супруге главы районного надзора Жавният Мирзакадиевой также безвозмездно отходит  участок 800 кв. метров возле поста ГАИ, в 2010 она получает земли рядом с первым участком площадью 517 кв. метров.

Еще один надел  в 300 кв. метров рядом с этими двумя сельсовет продает брату прокурора Мирзажану Мирзакадиеву.

На этих трех участках в настоящее время находятся станция техобслуживания автомобилей с автомойкой, сауна и другие коммерческие объекты. При этом  часть из них незаконно построена в зоне отчуждения оросительного канала. А непосредственно над каналом брат прокурора Мирзажан Мирзакадиев возвел пекарню, которая функционирует без разрешительных документов. Прокуратура и министерство мелиорации Республики Дагестан обратились в Арбитражный суд региона с исками о сносе самостроя, они рассматриваются уже больше года. 

Еще одна родственница Мирзакади Мирзакадиева — Маликат Закарьяева — получила от районной администрации также бесплатно земельный участок площадью 415 кв. метров, который ранее был территорией детского сада. 

Граната для полицейского

Кроме того, в Кайтагском районе прокурор Мирзакадиев прославился, благодаря громкому конфликту  с начальником  ОВД Абдурашидом Бибулатовым. В 2010 году Бибулатов выявил доказательства хищения свыше 40 млн рублей, выделенных из бюджета на ремонт школ, путем завышения цен по контрактам и принятия невыполненных работ. Подписывал контракты и.о. главы района Абдулкадыр Абдулкадыров, а подрядчиков, как признался сам Абдулкадыров, ему находил брат главы надзора Абдусалам Мирзакадиев.    

В марте 2011 года Абдурашид Бибулатов направил официальный рапорт на имя главы МВД Республики Дагестан. “Докладываю вам, что с марта по сентябрь 2010 года… исполняющий обязанности главы района Абдулкадыров А.С. под покровительством прокурора района Мирзакадиева М.К. по предварительному сговору совершили хищение бюджетных дотационных финансовых средств — более 40 миллионов рублей”, — написал Бибулатов, попросив организовать проверку фактов хищений. 

Но привлечь к ответственности никого не удалось. Как рассказал Абдурашид Бибулатов ПАСМИ, постановления Следственного управления МВД о возбуждении уголовных дел были отменены прокуратурой республики.

Еще один конфликт, который чуть не закончился для Бибулатова трагически, также не нашел правовой оценки правоохранителей. По словам полицейского, в конце 2010 года он прикрыл незаконное игорное заведение, принадлежащее племяннику прокурора Мирзакадиева Кериму Керимову. А спустя полгода — в мае 2011 — на Бибулатова было совершено покушение. Во дворе его дома взорвалась граната, причем сам полицейский уверен, что бросавший ее метил во окно спальни, но граната изменила траекторию, ударившись о виноградную лозу. 

Нашлись свидетели, которые видели убегающего с места происшествия человека, который был похож на племянника прокурора Керимова. Но уголовное дело возбудили в отношении неустановленных лиц и по статье “Хулиганство”, а не “Посягательство на жизнь сотрудника полиции”, а через пять лет расследование было прекращено — по истечении сроков давности преступления.