Этот участок входит в «Востой Ойл» – масштабный проект «Роснефти» в Арктике, для которого Сечин просил у Путина льгот на 2,6 триллиона рублей и получил их, несмотря на сложный год. Взамен Путину подарили пока только бутылку нефти, хоть и премиальной. А также вновь попросили помочь с реализацией нового крупного проекта.
В начале года Сечин в письме к президенту заявлял, что нефтяные компании готовы вложить в развитие Арктики до 8,5 триллиона рублей. Но для этого им необходимо предоставить беспрецедентные налоговые льготы ценой 2,6 триллиона рублей, ведь реализация «Восток ойл» предполагает строительство масштабной инфраструктуры, а также создание собственного флота для транспортировки арктической нефти. В ноябре прошлого года правительство Дмитрия Медведева решило предоставить запрошенные льготы. «Восток Ойл» получит 10-летний вычет из НДПИ Ванкорского кластера в размере расходов, понесенных на создание внешней инфраструктуры. Льготы для арктических проектов предполагают фактическое обнуление налога на добычу нефти. Но этот вычет появляется только при цене нефти выше базовой, той, что указана в бюджете (около 42 долларов за баррель).
По словам экспертов, опрошенных «», «Восток Ойл» был бы работоспособным проектом и без льгот. Однако это потребовало бы проектного финансирования под 11–12% годовых. Поэтому «Роснефть» занялась поисками иностранных партнеров, а тех, в свою очередь, в таких проектах интересуют долгосрочные фискальные условия. О желании войти в проект в конце прошлого года сообщала Индия, обсуждался вопрос с японской компанией. Пока об окончательных решениях иностранных инвесторов не сообщалось. Тем более, что ситуация на рынке изменилась из-за пандемии коронавируса и падения цен на углеводороды.
Зато Игорь Сечин презентовал Путину бутылку с нефтью, добытой на Западно-Иркинском участке. Еще в мае он говорил, что она по качеству превосходит Urals, торгуемую с дисконтом к Brent, и может продаваться со значительной премией к цене. Сегодня же на с главой государства глава «Роснефти» и вовсе заявил, что нефть «Восток Ойла» превосходит даже ближневосточную. «Сегодня с большой радостью хотел бы передать Вам первую нефть, добытую на 31-й скважине Западно-Иркинского месторождения, с потрясающими характеристиками: содержание серы – 0,02 процента», – заявил Сечин. Он охарактеризовал нефть как премиальную, одну из лучших в мире. «Плотность нефти – 0,826 грамма на кубический сантиметр, высокая степень баррелизации. Премия на баррель по Argus, по сегодняшним оценкам, одиннадцать долларов», – заявил Сечин.
В целом в рамках арктического проекта сейчас идет геологоразведка, продолжается бурение на шельфе. Также Сечин рассказал о начале работ в Карском море. «Готовимся к выходу мировой экономики из кризиса, чтобы к 2023–2024 годам вполне могли выйти с новыми объемами на рынки, которые, безусловно, будут расти», – рассказал глава «Роснефти» о перспективах.
Причем Сечин намекнул, что компания хотела бы получить поддержку государства на еще одном своем проекте. Речь идет о строительстве нового нефтехимического комплекса по производству нефтехимии и нефтепродуктов в Находке, где наблюдается дефицит перерабатывающих мощностей. На Дальнем Востоке общий объем потребления составляет порядка 6 миллионов тонн товарных нефтепродуктов. Но на весь регион работают только два завода: в Комсомольске и Хабаровске. Они закрывают лишь половину спроса. Остальные нефтепродукты ввозятся из других российских регионов, что приводит к высоким ценам на Дальнем Востоке. В начале августа некоторые частные АЗС там даже перестали продавать АИ-95 и АИ-98. Цены на оптовом рынке превысили розничные, и торговля топливом для заправщиков стала убыточной.
Сечин заявил, что «Роснефть» планировала, но отказалась от строительства восточного нефтехимического комплекса «в связи с изменением налогового режима». уточнял, что объем инвестиций в проект составлял около 1 триллиона рублей. Но из-за большого налогового маневра, который предполагает постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и рост НДПИ, а также заморозки цен на топливо он стал нерентабельным.
Однако компания Сечина готова вернутся к этому вопросу «в случае обеспечения фискального режима, обеспечивающего рентабельность проекта, возвратность на вложенные средства». «Нужен стабильный налоговый режим, который позволил бы планировать экономику этого предприятия минимум на 30 лет», – заявил он.
Путин пообещал подумать.