Докапитализация «Югры» на 22 млрд рублей через размещение дополнительных обыкновенных именных акций банка по закрытой подписке не решит проблемы самого убыточного банка страны, считают эксперты. По их мнению, подобные действия преследуют главную цель – снять вероятные ограничения ЦБ на привлечение вкладов граждан. Это именно то, чем банк агрессивно занимается последние годы, заманивая клиентов нереально высокими ставками.
14 октября при поддержке банка «Югра» в Одинцове состоится открытие подмосковного отборочного этапа Ночной хоккейной лиги (скромно сокращаемой до НХЛ) сезона 2016/17. Банк не бросает свой самый яркий и, вероятно, самый затратный PR-проект, основанный в 2011 году по инициативе президента РФ Владимира Путина
. Однако в состоянии ли рассчитывать хоккеисты-ветераны и любители на дальнейшую стабильную поддержку со стороны банка, который стал лидером страны по убыткам за 8 месяцев 2016 года? Его убытки составили 21,4 млрд. рублей. Впрочем, в относительных показателях, это еще не худший результат, рентабельность (точнее – убыточность) капитала ROE банка «Югра» составила -54,2% за тот же период, и он стал пятым в стране по этому показателю.
О том, как банк попал в такую ситуацию, подробно рассказывал на страницах «Профиля» Максим Осадчий («Пылесос» среди банков). Очень быстрорастущий банк привлекал вклады населения под рекордные проценты, за 3 последних года его активы выросли в 38 раз. Со скромного 261-го места по активам (на 1 января 2013 года) банк переместился на 26-е (на 1 сентября 2016 г.).
Экспансия началась в 2013 году с приходом новых владельцев, которые резко увеличили капитал банка. Банк долго скрывал своих новых владельцев даже от ЦБР, и только в начале 2016 года стало официально известно, что конечным бенефициаром является бизнесмен Алексей Хотин. Если судить по имеющейся информации, банк собирал вклады населения в рублях и отдавал эти деньги в кредит предприятиям в валюте. Не исключено, что значительные суммы кредитов предоставлялись лицам, аффилированным с бизнесом братьев Хотиных.
Фактически весь этот период банк вел деятельность себе в убыток, подчеркивает в своем комментарии «Профилю» Максим Осадчий. В 2015 году формально он получил чистую прибыль в размере 6,1 млрд. рублей, но «подарки» — доходы от безвозмездно полученного имущества, которые отражаются в 102-й форме, отчете о финансовых результатах, – составили 7,5 млрд. рублей. Если вычесть «подарки» из прибыли, то получится 1,4 млрд. рублей убытка. В 2013 году у банка была аналогичная ситуация: при прибыли 3,9 млрд. рублей «подарки» составили 7,2 млрд., т.е. 3,3 млрд. убытка после очистки от «подарков» акционеров. В 2012 году при прибыли 121,1 млн. рублей «подарки» составили 448,0 млн. рублей. Таким образом, после очистки финансового результата банка от «подарков» банк в 2012, 2013, 2015 гг. оказался убыточен. И уже без всяких «подарков» он глубоко убыточен по результатам 8 месяцев этого года.
После мощного, взрывного роста вкладов населения в 2013-2015 годах рост вкладов за 8 месяцев 2016 года составил всего 7,4%. «Не исключаю, что банк получил предписание ЦБ по вкладам. Такая динамика вкладов характерна для банков-"пылесосов"», – говорит Максим Осадчий.
«Югра» почти год стояла в очереди на докапитализацию за счет ОФЗ (госзайма). Но сначала была проблема с раскрытием конечных бенефициаров, а потом – с финансовым состоянием банка. В конце концов, в докапитализации банку было отказано.
И вот нашелся «золотой ключик», который, по мысли руководства банка, должен решить все проблемы. Владельцы пошли на докапитализацию банка на 22 млрд. рублей через размещение дополнительных обыкновенных именных акций банка по закрытой подписке.
По словам председателя правления банка Дмитрия Шиляева, цитируемых РБК, в рамках эмиссии планируется приобретение размещаемых дополнительных акций компанией Radamant Financial AG на общую сумму $300,5 млн. Завершение эмиссии должно пройти в январе-феврале 2017 года, рассчитывает Шиляев. Швейцарская компания Radamant Financial AG является владельцем 52,5% акций банка «Югра», ее конечным бенефициаром – Алексей Хотин.
Глава банка «Югра» Алексей Нефедов сказал в интервью агентству Bloomberg, что за три года банк планирует увеличить свои активы минимум на 30-35% и будет стремиться войти в число системообразующих. Список системообразующих банков (их сегодня всего 10) ежегодно публикует ЦБР. Еще Нефедов добавил, что принципиально убедил акционеров в необходимости делать IPO банка.
Но чтобы войти в топ-10 по активам, банку «Югра» надо нарастить их не на 30-35%, а в 4 раза. И то при условии, что все остальные банки постоят на месте и подождут «Югру». Выход на IPO банка-лидера страны по убыткам выглядит скорее анекдотом, чем реальным планом. Такие немного неадекватные заявления больше похожи на «хорошую мину при плохой игре», чем на точный расчет...
Но как бы то ни было, «Югра» явно собирается после завершения докапитализации и снятия вероятных ограничений ЦБР на привлечение вкладов вновь «включить пылесос» и повторить свой рывок 2013-2015 годов – процентные ставки по вкладам населения у него остаются на рекордных уровнях. Вероятно, с тем же результатом.
Принятый «Югрой» способ докапитализации не решает всех проблем банка. Ведь фактически идет речь только о конвертации «субордов», которые и так находятся на счетах банка, в обыкновенные акции. При этом базовый капитал банка увеличится, но величина собственных средств (капитала) останется неизменной. Притока новых средств в банк не произойдет, как это было с «подарками акционеров» в прошлые годы. Возможно, этого будет достаточно, чтобы снять ограничения на привлечение вкладов, а возможно – нет.
Сам банк «Югра» от комментариев «Профилю» отказался. Его пресс-служба заявила, что «не может комментировать решение акционеров, и добавить к сообщению о докапитализации нечего». Конечно, как можно комментировать такое широкое расхождение между суровой реальностью в виде убытков и заявляемыми главой банка грандиозными планами. Как говорится, на рубль амбиции – на грош амуниции.
«Пока этой суммы (22 млрд. рублей – «Профиль») достаточно для того, чтобы дать сигнал рынку в целом и сообщить клиентам, что собственники хотят сохранить банк, – сказал «Профилю» заместитель главного редактора портала «Банки.ру» Семен Новопрудский. – В этом смысле моральный эффект такой меры может оказаться выше материального».