Xsolla от Александра Агапитова сплошной убыток

Источник
Уехавший в США пермский бизнесмен тратит деньги компании как свои.
Александр «Шурик» Агапитов тратит сотни тысяч долларов, чтобы название его компании — Xsolla — было повсюду на крупных мероприятиях в индустрии видеоигр, в том числе - на августовской конференции Gamescom в Кельне, Германия.

Вы найдете бренд Xsolla на дорогих стендах, где бариста подают пенистый латте, и на турнирах по картингу в Лас-Вегасе. Xsolla инвестировала до 275 000 долларов в каждое мероприятие, чтобы гарантировать, что компания останется ведущим платежным посредником в игровой индустрии, стоимостью 188 миллиардов долларов. Миллионы геймеров отправляли им свои деньги, используя Xsolla для покупок в таких играх, как Roblox или Fortnite от Epic Games.

Агапитов - основатель Xsolla, ее гендиректор и единственный владелец. Рекламные материалы описывают его как «миллиардера-визионера», человека, который преуспел в конкурентной отрасли, несмотря на относительно скромное начало в бывшем Советском Союзе. Юридические и финансовые документы, рассмотренные Bloomberg, и интервью с бывшими сотрудниками свидетельствуют о том, что Агапитов в значительной степени опирается на корпоративные доходы для поддержки своего нового, более яркого образа жизни.

Xsolla и Агапитов уверяют, что компания работает в строгом соответствии с передовой практикой.

Тем не менее, по крайней мере шесть бывших руководителей подали в суд на Агапитова или Xsolla с 2019 года. В двух исках описывались опасения по поводу финансовой практики компании или использования Агапитовым денег компании, а в одном из них утверждалось, что он использовал Xsolla как свою личную копилку.
«Xsolla, частная компания, управляет своими финансовыми делами ответственно и в полном соответствии с действующими законами и правилами», — говорит президент Xsolla Дэвид Штельцер. «Шурик является единственным владельцем бизнеса, и все финансовые договоренности, связанные с компанией, проверяются высокоавторитетными сторонними юридическими, финансовыми и налоговыми экспертами и надежной внутренней командой юристов и финансовых консультантов», — утверждает Штельцер. Президент Xsolla оспаривает точность финансовых документов, полученных Bloomberg, и цифр, указанных в них.

Ранее Xsolla изучала возможность первичного публичного размещения: документы, подготовленные двумя инвестиционными банками в 2021 году, предполагали, что компания может запросить оценку в размере до 3 миллиардов долларов. Штельцер говорит, что в настоящее время планов по IPO нет.

Компания получила около 67 миллионов долларов дохода в 2020 году, согласно отрывку из показаний бывшего финансового директора, данных в деле против Xsolla, и рассмотренных Bloomberg. Ранее Bloomberg сообщал, что Xsolla заработала около 100 миллионов долларов дохода в 2021 году, и Агапитов говорит, что его PayPal-for-gamers теперь приносит примерно вдвое больше.

Агапитов рассказал Bloomberg, что доходы складываются из примерно 5% комиссии, которую она взимает с транзакций геймеров, а также поступают из других видов бизнеса - например, издательской деятельности. Люди, знакомые с финансами компании и не пожелавшие быть названными из-за страха профессиональных последствий, говорят, что его оценка дохода кажется им завышенной.

Согласно финансовым документам, рассмотренным Bloomberg, более 100 миллионов долларов, что составляет более трети дохода, полученного в период с марта 2021 года по март 2023 года, были переведены со счета Xsolla лично Агапитову.
Только в 2023 году Агапитов перевел около 70 миллионов долларов из компании на личные счета, как показывают документы. Это 64% ​​от общей суммы, переведенной за двухлетний период. Еще миллионы пошли на расходы, включая особняк Агапитова в Лос-Анджелесе, некоммерческую организацию пожизненного страхования, связанную с Агапитовым, и частные самолеты.

Суммы до 25 миллионов долларов за раз переводились обратно на счет от Агапитова, как показывают документы. Эти выплаты происходили в течение 5-21 дня после первоначального перевода, согласно документам, но в целом не соответствовали изначальной сумме по размеру.

Штельцер также оспорил легитимность документов, изученных Bloomberg, и сказал, что цифры либо неполны, либо неточны, не уточнив, какие именно. «Сопоставление этих цифр с общим доходом компании за этот период вводит в заблуждение и создает принципиально искаженную картину финансовой деятельности компании», — сказал Штельцер.

В ноябрьском иске, поданном в Высший суд округа Лос-Анджелес, бывший вице-президент Xsolla по бухгалтерскому учету Эмиль Алиев заявил, что был уволен после того, как поставил под сомнение расхождение в 40 миллионов долларов в остатках на счетах Xsolla. Бывший сотрудник также поставил под сомнение регулярные переводы компании на частный счет Goldman Sachs, принадлежащий Агапитову. Документы из двух других исков бывших руководителей против компании ссылаются на то, что Агапитов якобы уволил бывшего финансового директора Xsolla Джо Чанга, который, как говорится в документах, вызвал обеспокоенность по поводу соблюдения компанией американского бухгалтерского законодательства в 2018 году. Алиев и Чанг отказались от комментариев.

В интервью Bloomberg Агапитов отметил, что бывшие руководители бухгалтерского учета Алиев и Чанг впервые выразили рассказали об этом после того, как их уволили, и что ни один из них не подходил для компании. В своей жалобе Алиев говорит, что он сообщил о своих выводах бывшему финансовому директору Леону Перри в мае 2023 года и Агапитову 28 июля 2023 года и был уволен 31 июля. Чанг не подавал в суд на компанию.

Джошуа Ронен, профессор бухгалтерского учета в Школе бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета, сообщил Bloomberg, что нет никаких запретов на перевод денег владельцу частной компании, «потому что владелец является единственным лицом, принимающим решения».
Но при этом обозначил, что в контрактах с партнерами игровой компании могут быть предусмотрены положения против таких переводов, чтобы защитить их от любых проблем с ликвидностью. Штельцер из Xsolla говорит, что банковские счета, на которых хранятся средства геймеров и которые перечисляют эти платежи издателям, хранятся отдельно.

В 2019 году казна Xsolla опустела настолько, что компания с трудом могла оплатить важный счет. Руководителям было поручено сократить как можно больше сотрудников и принести все деньги, которые они могли получить. Штельцер назвал эту историю «неточной» и сказал, что любые предположения о том, что ликвидность компании может быть поставлена ​​под угрозу, «безрассудны и необоснованы».

Согласно иску 2023 года бывшего вице-президента Xsolla по глобальному бухгалтерскому учету, компания не проходила аудит IRS примерно с 2017 года. Штельцер говорит, что ее финансовая деятельность «полностью проверена» внутренним квалифицированным персоналом, профессионалами и авторитетными внешними фирмами, но не уточнил, какими именно, когда его спросили.

Take-Two Interactive Software Inc., Ubisoft Entertainment SA, Bandai Namco, Epic Games, Roblox, NetEase Inc., Valve Corp., Sega Corp, Warner Bros. Discovery Inc., HoyoVerse от Amazon.com Inc. — все они в настоящее время или ранее упоминаются как клиенты на веб-сайте Xsolla.

Некоторые игровые компании разрабатывают собственные внутренние платежные решения, что представляет потенциальную угрозу для конкуренции. В августовском интервью руководитель магазина Epic Games Стив Эллисон сказал, что некоторые разработчики перевели до 50% своего дохода в платежные компании, такие как Xsolla. Теперь новый мобильный магазин Epic вызывает интерес у разработчиков, которые хотят «масштабного решения». С другой стороны, недавние регулирующие меры в Европе еще больше усилили амбиции Xsolla. Теперь компания предлагает продукт, который может помочь обойти порочную власть Apple Inc. и Alphabet Inc. на рынках мобильных игр.
Разработчик Clash of Clans Supercell Ltd прекратила отношения с Xsolla в мае. Издатель Fortnite Epic Games Inc. также пересматривает свои отношения с компанией после 8 лет сотрудничества. Другие представители нынешних и бывших клиентов Xsolla отказались обсуждать свой бизнес с Xsolla.

Справка "БВ". 40-летний Александр Агапитов вырос в бедной семье в Пермском крае. Учился в кадетском классе при ПТУ, затем в лицее при Пермскому университете. Поступил на мехмат, но был отчислен из-за неуспеваемости. В нулевых создал создал обменную платформу для оплаты онлайн-игр — 2pay. В 2009 году впервые побывал в США, где посетил выставку Game Developers Conference и заключил первые договора с немецкими компаниями. Годом позже провел ребрендинг - название Xsolla ему предложил Артемий Лебедев - и перебрался в США. На начало 2021 года у компании Xsolla было три офиса - США, Корее и России. 50 человек работало в Лос-Анджелесе, 12 человек — в Сеуле и около 400 человек — в Перми. Сейчас в Перми зарегистрированы три ООО, учредителем которых является Александр Агипов - это ООО "Иксолла" (выручка 2023 года - 11,9 млрд. рублей), ООО "Систем проджекс" (908,2 млн. рублей) и ООО "Иксолла игры" с нулевой выручкой.