Взыскатели начали поглощать

Источник
Коллекторские агентства укрупняются слиянием.
На коллекторском рынке после долгого перерыва возобновились сделки M&А. По данным "Ъ", владелец коллекторского агентства АКФ и экс-управляющий активами Виктора Пинчука Вадим Арсеньев купил агентство "Руссколлектор" и в перспективе намерен объединить их. С одной стороны, за последний год условия работы коллекторов стали значительно сложнее из-за принятия профильного закона, с другой — сейчас удачное время, чтобы купить хорошую компанию с большим дисконтом, отмечают эксперты.

Как стало известно "Ъ", на коллекторском рынке состоялась крупная по меркам отрасли сделка: бизнесмен Илья Фомин и его партнеры продали агентство "Руссколлектор", работающее с 2006 года (по оценкам участников рынка, входит в топ-10 по размеру выручки). Господин Фомин в беседе с "Ъ" пояснил, что устал от этого бизнеса и нашелся хороший покупатель, которого он назвать отказался. На данный момент владельцем агентства "Руссколлектор" в базе "СПАРК-Интерфакс" значится Вадим Арсеньев. Ранее он был управляющим директором фонда Icon Private Equity на Украине. Бенефициаром этого фонда, как ранее указывали источники "Ъ", являлся украинский миллиардер Виктор Пинчук, зять экс-президента Украины Леонида Кучмы (см. "Ъ" от 26 августа 2009 года). Кроме того, господин Арсеньев работал в "ВТБ Капитале", а также был гендиректором инвестиционной группы Sferiq Capital, основателем которой является венчурный инвестор миллиардер Ульви Касимов.

Еще в конце 2000-х, работая в Icon, господин Арсеньев заинтересовался коллекторским бизнесом, рассказали "Ъ" его знакомые и собеседники на коллекторском рынке. Так, по данным источников "Ъ", в 2010 году он стал совладельцем агентства Credit Collection Group (CCG), которое вело бизнес в России, на Украине и в Казахстане. Преемником CCG, прекратившего существование в 2015 году, стало коллекторское агентство АКФ ("Агентство Кредит Финанс").

Согласно "СПАРК-Интерфаксу", единственным владельцем АКФ является зарегистрированная на Кипре компания "Кейснетт Инвестментс Лимитед". Ее бенефициаром, по данным источников "Ъ", также является Вадим Арсеньев. Как рассказали "Ъ" собеседники на коллекторском рынке, в планах господина Арсеньева — объединение АКФ и агентства "Руссколлектор". Вадим Арсеньев отказался от комментариев, а гендиректор АКФ Денис Карелин (бывший гендиректор CCG) заявил "Ъ", что АКФ к сделке с "Руссколлектором" не имеет отношения.

По словам собеседников "Ъ" на коллекторском рынке, Вадим Арсеньев намерен и далее расширять бизнес за счет приобретений. Он интересуется покупкой и других игроков с целью создания крупной по меркам коллекторского рынка структуры, отмечает один из собеседников "Ъ".

Сейчас действительно удачное время для покупок на коллекторском рынке, поскольку можно приобрести хорошую компанию за небольшие деньги, признают участники рынка. Основная причина — затяжной кризис на рынке потребкредитования, который привел к тому, что ухудшилось качество долгов, передаваемых банками на агентское взыскание, говорит член совета директоров агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн" Елена Докучаева. Еще больше осложнил работу коллекторов закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности", основные положения которого вступили в силу 1 января 2017 года. "Многие собственники просто психологически устали и готовы продать коллекторский бизнес",— продолжает Елена Докучаева. Не все готовы противостоять сложностям, покупки делать имеет смысл, лишь если есть особое видение развития бизнеса, говорит гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.

Новые перспективы у рынка есть. Например, помимо финансовых долгов коллекторов могут подключить к сбору долгов перед государством, предполагал в интервью "Ъ" Артур Парфенчиков, подводя итоги своей работы главой Федеральной службы судебных приставов (ФССП), надзорного органа за коллекторами (см. "Ъ" от 16 февраля). Не исключено, что ФССП совместно с коллекторами выработает совместные предложения по изменению закона для облегчения работы взыскателей, отмечал господин Парфенчиков.