Президент Владимир Путин дал поручение правительству совместно с ЦБ предусмотреть в поправках к закону о гособоронзаказе передачу Промсвязьбанку (ПСБ) кредитов, которые российские банки выдали предприятиям военно-промышленного комплекса, и остатков средств на счетах по сделкам в рамках гособоронзаказа. Передача кредитов должна проходить вместе с инструментами капитала, указано в копии документа (есть у РБК, его подлинность подтвердил источник РБК, знакомый с содержанием поручения). Срок по поручению — 6 июля 2018 года.
Необходимость создания оборонного банка, в качестве которого выбран санируемый ПСБ, была вызвана увеличением санкционного давления на Россию со стороны западных стран, в первую очередь США, и возможностью распространения жестких санкций на российские банки. Общий объем кредитов, которые может получить новый оборонный банк, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов оценивал в 1 трлн руб.
Спорный капитал
Проект поправок в закон о гособоронзаказе (документ есть у РБК) предполагает, что права требований к оборонным предприятиям — исполнителям гособоронзаказа Промсвязьбанк выкупит по балансовой стоимости с дисконтом на установленный ЦБ минимальный размер резерва (для разных кредитов — от нуля до 51%, без учета проблемных долгов). Одновременно банки передадут ПСБ капитал, «достаточный для покрытия рисков по кредитам». Параметры передачи капитала в проекте поправок не прописаны.
Подлинность документа подтвердил источник РБК на банковском рынке. Другой источник РБК, знакомый с процессом согласования, подтвердил подлинность и актуальность положений, содержащихся в проекте поправок, на текущий момент, но подчеркнул, что он будет дорабатываться. «Это не финальный и даже не полуфинальный вариант, скорее групповой этап [согласования]», — заметил он.
Перечень передаваемых кредитов будет устанавливать правительство, следует из текста поправок. На то, чтобы передать капитал, у банков будет не более шести месяцев после передачи кредита, говорится в тексте документа. При этом процесс передачи должен быть завершен в 2018 году. Правительство также должно определить порядок списания безнадежных долгов оборонных компаний при их передаче в Промсвязьбанк. Согласно поправкам, будет составлен перечень денежных обязательств, которые прекращаются полностью или частично.
Промсвязьбанк не будет единственным уполномоченным банком для гособоронзаказа — как следует из документа, у головных исполнителей остается возможность обслуживаться в банках из списка уже существующих уполномоченных банков. В настоящее время список засекречен, но в соответствии с последним опубликованным (на 1 ноября 2017 года) в число уполномоченных банков входили ВТБ, Сбербанк, банк «Россия», Газпромбанк, банк «Санкт-Петербург», Новикомбанк, ВБРР, Россельхозбанк.
РБК направил запросы в ЦБ, Минфин, Минпромторг и крупнейшие банки, участвующие в сопровождении гособоронзаказа, — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк. Сбербанк и Минфин отказались от комментариев, остальные не ответили на запрос.
Поправки в закон «О государственном оборонном заказе», определяющие схему передачи в ПСБ оборонных кредитов и капитала из других банков, должны быть приняты Госдумой в текущую сессию — до 26 июля, а переход прав требований по кредитам осуществлен до 1 января 2019 года. Для того чтобы успеть, необходимые изменения в законодательство планируется вносить не отдельным законопроектом, а в виде поправок ко второму чтению к одному из уже находящихся на рассмотрении Госдумы законопроектов, сообщил РБК источник на банковском рынке и подтвердил источник, знакомый с ходом подготовки документа.
Без сопровождения Казначейства
Последняя версия поправок не предусматривают переход исполнителей гособоронзаказа на казначейское сопровождение. В предыдущей версии законопроекта такой пункт был, сказали два источника РБК, знакомые с ходом обсуждения. Против участия Казначейства в механизме финансирования гособоронзаказа выступили Минобороны, ЦБ и банки, объяснил источник РБК на банковском рынке. В то же время вопрос об обязательном казначейском сопровождении гособоронзаказа пока остается открытым, утверждает источник РБК, знакомый с процессом согласования.
О предложении обязать исполнителей гособоронзаказа перевести лицевые счета из уполномоченных банков в Казначейство в марте рассказал глава Федерального казначейства Роман Артюхин. По его словам, лицевые счета головных исполнителей должны открываться в Казначействе, если другой порядок не будет установлен Минфином и Минобороны. «У головного исполнителя есть контракт с госзаказчиком, он открывает счет в Казначействе, получает аванс и дальше «разгоняет» его по цепочке операций в опорный банк (Промсвязьбанк. — РБК)», — описывал Артюхин предлагаемый механизм.
Сейчас Казначейство уже сопровождает средства в рублях, получаемые при расчетах по гособоронзаказу, но обслуживает лишь заказы, не идущие через уполномоченные банки, а таких меньшинство, писал РБК.
«Дикий план»
В предыдущей версии законопроекта, о которой рассказывали источники РБК, схема была более жесткой — обеспечить передачу вместе с кредитами капитала в размере 30% от суммы переданных кредитов. А схема передачи кредитов прописана не была. Тогда Сбербанк и ВТБ выступили против такого подхода. «Первоначальный план был, на мой взгляд, дикий», — говорил в интервью телеканалу РБК глава ВТБ Андрей Костин, отмечая, что требовать передачи капитала вместе с кредитами от банков не очень правильный подход. «Понимаете, не жалко поделиться было бы, если бы у ВТБ и у Сбербанка сегодня были источники пополнения капитала, как они были раньше, — сетовал Костин. — Сейчас эти источники закрыты из-за санкций, поэтому единственным источником капитала является наша собственная прибыль. Наверное, будет несправедливо, что этой прибылью мы должны фактически делиться с другими».
О неготовности передавать капитал в ПСБ по предыдущей схеме на собрании акционеров Сбербанка в начале июня заявлял и его глава Герман Греф
. «Это просто нереально», — отмечал он, подчеркивая отсутствие правовых механизмов такой передачи. При этом Греф допустил возможность передачи субординированных кредитов.
«Базовый принцип состоит в том, чтобы передать Промсвязьбанку ровно столько капитала, сколько потребуется для того, чтобы банк поставил его на баланс, не привлекая собственный капитал», — обозначал позицию правительства по этому вопросу в интервью «РИА Новости» замминистра финансов Алексей Моисеев. «По моему представлению, для каждого кредита будет своя схема», — отмечал он.
Нерыночная схема
Эксперты затрудняются оценить последствия нового варианта поправок в закон о гособоронзаказе для банков, передающих оборонные кредиты в Промсвязьбанк. «Ключевой вопрос: как банки будут передавать капитал ПСБ. Без понимания этого механизма невозможно оценить, какое это влияние окажет на них», — говорит старший директор группы по анализу финансовых организаций Fitch Ratings Александр Данилов.
В оборонной отрасли работают разные компании, но в основном это, конечно, хорошие заемщики, и понятно, что банки не видят целесообразности в том, чтобы их отдавать еще и вместе с капиталом, отмечает ведущий аналитик S&P Екатерина Марушкевич. «Это совершенно нерыночная схема передачи кредитов», — считает она. В частности, для ВТБ и Сбербанка — акционерных обществ с большим числом миноритариев — передача капитала вызывает вопросы, поскольку должна быть одобрена акционерами в том или ином виде.
Что касается ПСБ, то определенный запас по капиталу у него сейчас есть: то, что ПСБ получил от государства, помогло ему закрыть дыру и сформировать капитал для обслуживания текущего баланса с достаточным буфером (норматив н1.1 на 1 июня — 15,266% при минимально допустимом значении 7,025%), полагает Марушкевич. «Но если основной портфель ПСБ будет формироваться именно за счет оборонных кредитов, переданных ему из других банков, ему будет необходим дополнительный капитал, в том числе капитал первого уровня», — заключает эксперт.