Летом этого года ровно 25 лет со дня убийства гендиректора ФК «Спартак» Ларисы Нечаевой. Эпоха 90-х, да и 2000-х в отечественном футболе поистине кровавая. Безысходность в том, что «длань правосудия» так и не подобралась вплотную к реальному расследованию преступлений в любимой народом игре.Московский Спартак
А правоохранители не «чешутся».
Одним из главных заказчиков убийства гендиректора ФК «Спартак» Ларисы Нечаевой следствием назывался вице-президент клуба Григорий Есауленко. Но, по сей день точка в расследовании и поимке преступников не поставлена…
Подробности - в расследование, которое подготовил для телеграм-канала ВЧК-ОГПУ и Rucriminal.info известный спортивный журналист, автор книг о футболе Алексей Матвеев.КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕМесто убийства Ларисы Нечаевой
Убийство бывшего генерального директора «Спартака» Ларисы Нечаевой стало, безусловно, одним из самых громких, циничных и жестоких в околофутбольном мире. Именно в околофутбольном, иначе не скажешь.
Казалось, ничто не предвещало, во всяком случае, внешне, столь ошеломляющей развязки. Накануне чудовищного расстрела, 14 июня 1997 года, спартаковцы принимали на столичном стадионе «Локомотив» команду нижегородских железнодорожников в матче регулярного первенства.
В подтрибунном помещении, незадолго до игры, мы и пересеклись с Ларисой Геннадиевной. Предположить не мог, что в последний раз… «Что это вы давно в наш клуб не заглядывали?» - молвила гендиректор. Я отделался дежурной фразой, мол, и без «Спартака» работы полно, как-нибудь позже заеду.
В принципе отношения с ней были на уровне «здравствуйте – до свидания». К большему не стремился. Всегда держал дистанцию, не только с представителями «красно-белых». Хотя именно «Спартак» с детства был и, наверное, остается моей любимой командой. Родился-то в истинно спартаковском районе – Сокольниках.
Но в бытность репортером именно спартаковцам доставалось от меня «на орехи». Жестко, подчас безапелляционно критиковал. Врагов нажил себе немало. Те же руководители «Спартака» могли не общаться со мной месяцами. По причине острых, злободневных публикаций. Но это их проблемы, не мои.
…По окончании упомянутого матча между «Спартаком» и нижегородским «Локомотивом», сама Нечаева и компания близких спартаковскому боссу людей отправилась на ее дачу в поселке Таратино Владимирской области. Пообщаться в неформальной обстановке, отдохнуть, пивка попить. Почему нет?
Тем же вечером неплохо посидели – выпили, закусили. Как следует из материалов уголовного дела, в 12 часов дня 15 июня Лариса Нечаева вместе с подругой Зоей Рудзате отправились на машине за очередной порцией алкоголя. На обратном пути их уже сопровождал красно-оранжевый «москвич». А в нем, как оказалось, – убийцы.
«Теплая» беседа завязалась в доме Ларисы. Киллеры с порога сказали будущей жертве, что ее убийство заказано. Но она может откупиться солидной суммой, по их словам, в сто тысяч долларов. Тогда, может быть, они ее «помилуют».
Нечаева обещала удовлетворить запросы налетчиков. При ней в дачном поселке подобной суммы не было. Вернется в Москву, сразу заплатит. В ответ последовали роковые выстрелы.
Расстреляли гендиректора «красно-белых» около двух часов дня. Пули попали в живот и голову, выжить после стрельбы в упор не представлялось возможным. Пули в лицо и голову получила и подруга Ларисы – Зоя Рудзате. Родного брата Нечаевой, Геннадия Сорокина, ранили в шею и правое предплечье, он выжил чудом.
Еще одному члену компании, Валентину Полякову, несказанно повезло. Он мирно спал в бане дачного домика, даже не услышав роковых выстрелов. Валентин вызвал «скорую помощь» и милицию, когда окровавленный Геннадий Сорокин докричался, наконец, своему приятелю. На посту гендиректора «Спартака» Лариса Нечаева проработала неполные три года…БЕГСТВО «АЛЛЕРГИКА» Едва ли не самое поразительное в данной истории - личности убийц стали известны следствию сразу. Лица преступников узнал по фотороботам выживший в бойне Геннадий Сорокин. Это некий Алексей Здор, ранее не судимый, и Владимир Теношвили, дважды отбывавший сроки заключения. Более опытный Теношвили и направлял руку товарища по живым «мишеням». Убийцы – ровесники, на тот момент им всего по 26 лет. Уроженцы подмосковного городка Лыткарино.
Поиски киллеров, как ни странно на первый взгляд, не дали результата. Хотя они, судя по оперативным данным в материалах уголовного дела, не особо скрывались.
- Силами сотрудников УВД Владимирской области и ОВД города Лыткарино организованы засады, - сообщал в Генеральную прокуратуру РФ начальник отдела криминалистики Владимирской областной прокуратуры А. Лаврухин. – При отработке связей установлено следующее: по показаниям Чебушевой Елизаветы Борисовны, проживающей в городе Лыткарино, последний раз Теношвили видели 17 июня за рулем «Мерседеса». До этого Теношвили вместе с Чебушевой ездил по Лыткарино на машине марки «ВАЗ-2108».
Вот так, спустя всего пару дней после выстрелов в Нечаеву и ее знакомых, один из преступников запросто, беспрепятственно разъезжал по маленькому городку, где почти каждый знает друг друга. Вроде, как и не собирались «отморозки» никуда убегать. Потрясающе! Хотя, разумеется, за подобное деяние им «светил» длительный срок.
Видимо, «милицейские засады» не сработали.
Еще, как зафиксировано в обзорной справке о проделанной работе по раскрытию убийства Л. Нечаевой, в тот же день после расстрела, в 16 часов 15 минут, Теношвили был доставлен отцом в больницу Лыткарино. Его поместили на стационарное лечение с диагнозом «аллергия». Следующим утром при обходе «аллергика» уже не обнаружили на больничной койке.
При проверке оперативниками особо близких связей по месту жительства установлено, что сожительница Теношвили, Ирина Карпенко, 22 июня 1997 года рейсом номер 1139 вылетела в Краснодар с молодым человеком, по приметам очень похожим на разыскиваемого убийцу Ларисы Нечаевой. Однако ни самого киллера, ни упомянутую Карпенко в Краснодаре не нашли.
Между тем следы его напарника, Алексея Здора, затерялись где-то в Сочи. Затем, по словам очевидцев, обоих преступников видели в Дагестане и Чечне. Безусловно, кто-то им сильно помог замести следы. Представляется, во многом это «заслуга» бравых милиционеров и прокуроров Владимирской области, на территории которой произошла трагедия.
ОПОЗДАЛА С ОХРАНОЙГригорий Есауленко и Олег Романцев
Вот некоторые выдержки из материалов уголовного дела по факту убийства Ларисы Нечаевой. Допрашивали ее ближайших соратников. Например, главного тренера и на тот момент еще и президента клуба Олега Романцева.
- Какой-либо тревоги, озабоченности за свое здоровье и жизнь Нечаева в последнее время не выказывала, - утверждал Олег Иванович. – С ней встречался крайне редко. В офисе бываю от силы пару раз в месяц. Тренировки, матчи, разъезды… Полностью доверял ведение дел Нечаевой, как специалисту, и не вникал, тем паче, не вторгался в ее работу. Каких-либо причин убивать Ларису на почве профессиональной деятельности не вижу. Проверки финансового состояния команды не выявили существенных нарушений.
На самом деле убийство Ларисы Нечаевой – еще один «гвоздь» в крышку гроба народной команды. Основным же гробовщиком родного клуба явился, на мой взгляд, как раз именитый отечественный тренер Олег Романцев. Раньше он сделал себе имя на футбольном поле, как добротный защитник под руководством знаменитого наставника Константина Бескова. За кромкой поля – в роли тренера, завоевав с командой престижные трофеи. Но в кулуарах не выдержал прессинга представителей криминала, пригласив их на работу в самый популярный клуб страны.
Именно Романцев убедил в свое время уйти с поста президента клуба Юрия Шляпина, аргументируя тем, что в противном случае игроки массово начнут покидать команду. Подоплека следующая: мол, не современный управленец Шляпин, не может вести переговоры с футболистами. Потому-де рискуем остаться без ведущих мастеров.
Но именно при Романцеве, взявшего бразды правления в свои руки, «Спартак» оказался на краю пропасти. Начался и продолжился исход из команды, зачастую неоправданный, лучших мастеров, а клубные финансы «пели романсы».
Теперь, располагая документальными сведениями, делаю однозначный вывод. Спартаковские боссы 90-х, начала 2000-х, распродавая своих лучших мастеров, беспардонно набивали собственные карманы хрустящими купюрами. Уж очень не хотелось трогать собственные личные счета в зарубежных банках, где «осели» наворованные ими же миллионы валюты от выступлений команды в Лиге чемпионов, Кубке УЕФА (подробности обязательно приведу).
Лихорадочно сплавляли на сторону талантливых игроков, чтобы команде свести концы с концами. Речь о зарплате, затратах на перелеты, проживание в гостиницах, и т.д. Люди откровенно криминального толка прочно обосновались в «Спартаке». Романцев же неизменно бравировал: он сам привел их в славный коллектив. Мол, у его новоявленных соратников репутация солидных бизнесменов.
Между тем команда хирела на глазах, прежде всего, в кадровом, финансовом отношениях. Как результат, скатилась на позорные для себя места в итоговой турнирной таблице российского чемпионата.
Те же финансовые нарушения, о которых Олег Иванович упомянул во время допроса по поводу убийства своей соратницы, оказались настолько «несущественными»… Что в марте 2003 года Генеральная прокуратура РФ по представлению Федеральной службы налоговой полиции страны возбудила уголовное дело в отношении всего руководства «Спартака». Президента клуба Олега Романцева, его зама Григория Есауленко, генерального директора Юрия Заварзина и главного бухгалтера Павла Панасенко.
Основные претензии налоговиков – уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. Спартаковские управленцы в процессе всякого рода манипуляций, проще говоря, махинаций задолжали казне на тот период более 1,5 миллиона долларов. И выплачивать налоги, разумеется, не спешили.
Странно, обвинение в рамках «криминального квартета» предъявили только одному Есауленко. Романцев, Заварзин, Панасенко проходили по делу в качестве свидетелей. Как нередко в России случается, расследование не смогли (или, скорее всего, не захотели) довести до логического завершения. Все фигуранты по сей день разгуливают на свободе. Хотя улик против них более, чем достаточно.
У дельцов от большого футбола, развалившим «Спартак», разворовавшим клубные деньги, нашлись солидные, облеченные властью покровители из властных структур. Администрации президента страны, МВД И ФСБ, Счетной палаты. Они «затормозили» процесс возможных «посадок».
Тот же Романцев, по его словам, будучи президентом клуба, не вникал в суть финансовых вопросов. А, если и вникал, то исключительно из шкурных интересов. Например, сколько ему лично может причитаться дивидендов от тех или иных сделок, которые проворачивал вездесущий помощник Григорий Есауленко.
Клубные деньги «Спартака», замечу, заработанные именно футболистами, а не чиновниками, в различных турнирах, рассылались на разные счета по всему миру. От Европы до Америки и Австралии. Отнюдь не бескорыстно для господ Романцева, Есауленко, Заварзина, иже с ними.
Как тут не поживиться, соблазн для воров велик. Ведь «Спартак», без преувеличения, ворочал миллионами, выступая в самом престижном клубном турнире – Лиге чемпионов. Плюс игроков продавали налево и направо. И многочисленные спонсоры осыпали «красно-белых» солидными бонусами, ценными подарками. Денежные вливания текли полноводной рекой. Здесь и требовался рачительный хозяин, но…
…Из протокола допроса по уголовному делу генерального директора частного охранного предприятия «Скат» Александра Воронова:
- Шестого июня 1997 года (всего за девять дней до убийства – А.М.) во второй половине дня нам позвонила женщина. Представилась генеральным директором футбольного клуба «Спартак» Нечаевой Ларисой Геннадиевной. Сказала, что хотела переговорить по вопросу ее личной охраны. Знакомые настоятельно рекомендовали нанять профессиональных охранников. Мы договорились, с 16 июня у нее будет постоянная охрана, заключили официальный договор, на том и расстались.
Лариса Нечаева не дожила всего одного дня, чтобы оградить себя от зловещего расстрела.
Вероятно, Лариса Геннадиевна была скрытной, сильной натурой, полагавшейся исключительно на себя. Иначе, как расценить то, что даже родному брату, Геннадию Сорокину, ни словом не обмолвилась об угрозах в свой адрес. А угрозы, теперь сомнений нет, имели место.
И опасения за жизнь у Нечаевой были, если возникла потребность обратиться за помощью к сотрудникам частного охранного предприятия. Остается предполагать, что заказчики, а также исполнители убийства спешили убрать гендиректора, каким-то образом узнав о ее планах нанять себе охрану.
Очевидно, главный тренер и президент клуба Романцев оказался крайне неразборчивым в подборе кадров на ключевые посты. Не исключаю, шел на это осознанно. Отдавал престижные должности людям, способным и себя обогатить, и его, «любимого». Не случайно дельцы из ближайшего окружения Олега Ивановича лихо переводили клубные средства на зарубежные счета. И не только с целью сокрытия налогов, но и страстью к личной наживе (об этом непременно расскажу).
В тоже время футболистам, - некоторые из них лично мне рассказывали, - несколько месяцев кряду не платили зарплату.
О неразборчивости в людях, сознательной или бессознательной, говорит и следующий факт. После кончины Нечаевой Романцев подписал доверенность. Документ важный, основополагающий в подобных случаях. Так вот, в бумаге черным по белому написано, что средствами «Спартака» распоряжаются вице-президент Григорий Есауленко и новоиспеченный гендиректор Юрий Заварзин (еще, наверное, следы крови не успели отмыть после расстрела Нечаевой в ее дачном домике).
Дельцы из криминальных структур классно «распорядились» клубными деньгами. Тупо рассовали валюту, заработанную футболистами, по своим личным зарубежным счетам! И, таким образом, довершили банкротство любимой миллионами людей команды. Еще и тюремного заключения избежали. Надеюсь, пока. Хотя надежд на возмездие почти не осталось.
Позднее, в 2003-м, во время пресс-конференции, посвященной отставке Романцева со всех постов, новоиспеченный президент «красно-белых» Андрей Червиченко рассказал народу сенсационные вещи. Разумеется, на тему финансовых махинаций задавал вопросы только автор этих строк. Трансляция шла в прямом эфире.
Так называемые коллеги «в тряпочку молчали». И Андрей Владимирович поведал футбольному миру, что все данные о финансовой деятельности клуба благополучно стерты из клубных компьютеров. Не правда ли, яркое свидетельство тотального воровства в народной команде. Спешно следы заметали прежние управленцы во главе с «легендарным» Романцевым…Могила Ларисы Нечаевой