Все они фигурируют в деле о получении взятки от местного предпринимателя, который пытался добиться справедливого наказания для партнера, похитившего у него активы.
Уголовное дело против высокопоставленных силовиков Свердловской области ожидаемо вызывало широкий общественный резонанс – из-за большого количества представителей СМИ судье пришлось сменить зал заседаний на самый просторный, чтобы вместить всех желающих. После оглашения обвинительного заключения суд призвал присутствующих прекратить видео- и фотосъемку – об этом попросили подсудимые и их защитники: по их мнению, излишнее внимание может навредить рассмотрению дела и повлиять на объективность суда.
Все трое фигурантов прибыли на суд без задержек (они находятся на свободе), но общаться с прессой категорически отказались.
– Я вообще не уверен в том, что когда-либо они захотят публично обсуждать это дело, – пояснил корреспонденту «Октагона» один из многочисленных защитников подсудимых.
В ходе процесса подсудимые были невозмутимы. Волновался лишь потерпевший – уральский бизнесмен Виталий Трухин, который владеет компанией «НГТ-Холдинг» (специализируется на проектировании и производстве газового и котельного оборудования). Правда, общаться с журналистами он тоже категорически отказался.
Как следует из оглашенных материалов дела, в 2019 году Трухин стал жертвой своего тогдашнего адвоката Владислава Вострецова и высокопоставленных силовиков – они пытались получить от него 4 млн рублей за помощь в расследовании уголовного дела в отношении оппонента бизнесмена.
Одним из активов Виталия Трухина был имущественный комплекс АО «Металлургический завод имени И. П. Бардина», но напрямую, судя по данным сервиса Kartoteka.ru, он им не владел. Компанией с 2010 года управлял директор предприятия Александр Пядышев – бывший сотрудник ГУВД по Свердловской области, на которого Трухин перерегистрировал долю завода. Но, как отмечали в то время СМИ, сделка была номинальной, и Виталий Трухин продолжал управлять заводом на основании доверенности.
В 2017 году у Трухина и Пядышева произошел корпоративный конфликт. Тогда Александр Пядышев начал свой бракоразводный процесс, благодаря чему его бывшая жена через суд получила половину завода. После этого на предприятии началось изъятие активов.
Чтобы помешать захвату компании, Виталий Трухин обратился в правоохранительные органы. В итоге материалы в отношении Пядышева попали во второй отдел по расследованию особо важных дел регионального СУ СКР, где их к своему производству принял следователь Лежнев. После проведения проверок следователь не нашел в действиях Пядышева состава преступления и в августе 2019 года вынес постановление о прекращении уголовного дела.
Как следует из материалов, о том, что следователь намерен прекратить уголовное дело, знал адвокат Виталия Трухина Владислав Вострецов. И именно он предложил своему доверителю «решить вопрос» с нужными высокопоставленными людьми из СКР и прокуратуры. Сразу предупредил: на это нужно порядка 4 млн рублей.
Получив положительный ответ, Вострецов начал активную деятельность. Прежде чем получить статус адвоката, он работал руководителем верхнепышминского следственного отдела СУ СКР и был хорошо знаком с Михаилом Бусылко. Именно к нему он и отправился за помощью.
– Бусылко, имея авторитет и значимость ввиду занимаемой должности, мог в этом посодействовать, – зачитал из обвинительного заключения гособвинитель.
Следствие полагает, что первый замруководителя регионального СУ СКР решил помочь своему знакомому и обсудил проблему Трухина с заместителем прокурора Свердловской области Дмитрием Чуличковым. Разговор об этом, как установили следователи, проходил прямо в стенах областной прокуратуры – в рабочем кабинете прокурора.
Так как Дмитрий Чуличков как раз занимался надзором за деятельностью следователей, то ему не составляло труда отменить постановление следователя и направить дело на дополнительное расследование. За свою помощь зампрокурора попросил 1 млн рублей – в его услуги входила не только отмена прекращения дела, но и беспрепятственное прохождение материалов через прокуратуру в дальнейшем, когда они будут направлены в суд. Еще 1 млн рублей захотел для себя Михаил Бусылко.
Адвокат Владислав Вострецов, узнав, что за всю помощь силовики просят лишь 2 млн рублей, не стал говорить об этом своему клиенту. Половину из полученных адвокатом 4 млн, как отмечается в материалах дела, он намеревался оставить себе. При этом, обсуждая вопросы передачи денег с Михаилом Бусылко, Вострецов попросил для себя 200 тыс. рублей из его доли – за свой вклад в общее дело по организации взятки.
В итоге схема силовиков почти удалась. Прокуратура отменила постановление о прекращении дела Пядышева и направила материалы на дополнительное расследование. Зампрокурора Чуличков получил от Михаила Бусылко первый транш взятки (500 тыс. рублей), но при получении второй части в размере 1 млн рублей силовики погорели. Как оказалось, уже в ноябре 2019 года о взяточничестве знали в УФСБ по Свердловской области, где решили закрепить доказательства против высокопоставленных силовиков и раскрыть громкое дело. Утром 29 ноября при получении от Трухина 1 млн рублей был задержан адвокат Вострецов. Далее оперативники ФСБ отправили адвоката на встречу с Михаилом Бусылко, где удалось снять на видеокамеру, как тот взял деньги. После этого высокопоставленный следователь был задержан. При этом зампрокурора Дмитрий Чуличков оказался в деле лишь спустя некоторое время – прямых доказательств получения им взятки следствие на тот момент не имело.
В ходе судебного процесса подсудимые следователь и зампрокурора заявили, что своей вины в инкриминируемых им преступлениях не признают, но рассказать подробнее о своем видении ситуации пожелали позднее – вероятно, когда в зале будет меньше слушателей и прессы. Лишь адвокат Вострецов не стал заявлять суду, согласен ли он с предъявленным ему обвинением.