Эксперты подозревают, что часть валютной выручки крупных экспортеров оседает на Западе — и это бьет по рублю. Самый разбогатевший на экспорте во время СВО — олигарх Вячеслав Кантор. Он давно не живет в России и много помогает украинским беженцам. Что у него есть?
Власти России предлагают в качестве новой меры поддержки рубля ввести гибкие экспортные пошлины с привязкой к валютному курсу. Среди причин ослабления рубля называли и то, что некоторые крупные российские экспортеры оставляли валютную выручку за границей, а не возвращали в Россию, как того требует закон. Например, деловые СМИ сообщали об отечественных производителях удобрений, принадлежащих олигархам из списка Forbes: "ЕвроХиме" Андрея Мельниченко, "Фосагро" Андрея Гурьева, "Уралкалие" и "Уралхиме" Дмитрия Мазепина. Еще один крупный экспортер — холдинг "Акрон" Вячеслава Кантора.
Как Кантор богател на фоне СВО
Несмотря на санкции, обвал фондового рынка и экономический кризис, некоторые российские олигархи смогли увеличить свое состояние на фоне СВО. Самый разбогатевший (+$5,3 млрд) — 70-летний Вячеслав Кантор, владелец группы компаний по производству сухих смесей и азотных удобрений "Акрон". Кантор сейчас № 11 в рейтинге Forbes, его состояние оценивается на уровне $13 млрд.
Успех Вячеславу Кантору обеспечили взлетевшие цены на природный газ, который является ключевым сырьем для азотных удобрений. В итоге акции "Акрона" подорожали с 12,5 тыс. рублей до 18 тыс.
Как на вилле Кантора в Сардинии прятались украинские беженцы
Несмотря на свое увеличившееся состояние, Вячеслав Кантор столкнулся со множеством неприятностей. Из-за начавшейся СВО на него наложили санкции страны Евросоюза, Соединенные Штаты, Великобритания, Швейцария и Украина. Больше всего ему создали неприятностей итальянские власти, которые арестовали его одиннадцать вилл на севере Сардинии. Интересно, что часть этой недвижимости Кантор купил у родственников покойного экс-премьера Италии Сильвио Берлускони. На одной из арестованных вилл, по сведениям местного издания L’Unione Sarda, обнаружили украинских беженцев. Журналисты объяснили это тем, что жена Вячеслава Кантора Анна родилась на Украине.
Лайф нашел арестованные владения Кантора на Сардинии. Его виллы находятся в курортном городе Порто-Ротондо. Это место из-за богатой и интересной архитектуры называют второй Венецией. А еще оно славится своими причалами с суперъяхтами и райскими пляжами. Резиденция российского олигарха находится на улице Пунта-Лада за массивными воротами, на которых выгравированы в бронзе символы еврейской религии. Одни только ворота, созданные известным итальянским скульптором, стоят сотни тысяч евро. Семья Кантора занимает одну лишь виллу, остальные десять сдаются по цене до семи тысяч евро в сутки. Вся итальянская недвижимость олигарха потянет по стоимости на сумму свыше десяти миллиардов рублей.
Много проблем Кантору создают власти Польши. Они запустили процесс изъятия ценных бумаг, позволяющих олигарху владеть местной компанией Azoty. К ней уже применен механизм принудительного управления. Но все убытки, нанесенные Вячеславу Кантору, Польше придется компенсировать — таковы законы этой страны.
Англичане и швейцарцы пожалели Кантора?
Ничего не слышно про аресты женевской и лондонской недвижимости Вячеслава Кантора. Скорее всего, он продолжает пользоваться ею в свое удовольствие. Возможно, Запад пошел миллиардеру на уступки из-за того, что тот через свои структуры направил гуманитарную помощь (продукты питания, лекарства) беженцам с Украины.
На днях украинские журналисты сфотографировали дом Вячеслава Кантора под Лондоном. Вероятно, эту недвижимость облюбовали для жизни старший сын олигарха Владимир с женой Дарьей. Невестка олигарха недавно дала интервью, в котором рассказывала о своих любимых местах в столице Англии. Она создатель фитнес-приложения с юрлицом как раз в Лондоне. Директором до недавнего времени там был Владимир Кантор, который, согласно последним данным, все еще числится топ-менеджером папиного "Акрона".
Отметим, что британские фонды Вячеслава Кантора, где сейчас заморожены счета, успели пожертвовать около $10 млн больнице короля Эдуарда VII в Лондоне, которой традиционно пользуется королевская семья.
Вячеслав Кантор остается собственником ультрасовременного шале под Женевой по улице Рюте на холме, откуда открывается потрясающий вид на живописное Женевское озеро. Когда этот дом строили, соседи переполошились: настолько масштабные работы закипели у них под боком. "Словно возводили дворец для фараона!" — бросил в сердцах живущий напротив Клаус Шваб, основатель Всемирного экономического форума в Давосе. Шале Вячеслава Кантора, по словам побывавших там журналистов, больше походит на музей. Внутри есть огромный бассейн, просторный подземный гараж и секретный туннель, ведущий в ландшафтный сад.
Местные репортеры сфотографировали, как в это шале недавно наведывался некто, похожий на Алексея Кавилина, гражданина Украины, в 2016–2019 годах руководившего Главным управлением Государственной фискальной службы в Киевской области. Кавилин приходится зятем украинскому политику Евгению Червоненко.
Где родина Вячеслава Кантора
У Вячеслава Кантора есть британское и израильское гражданства. На земле обетованной миллиардера из России вообще считают своим и называют не иначе как Моше Кантор. У него двухэтажный особняк в богатом прибрежном районе города Герцлия. Потолки там в два раза выше обычных, стены драпированы гобеленами музейного качества, во дворе есть огромный открытый бассейн и ландшафтный сад.
— Все евреи должны работать над укреплением нашего любимого государства, — доказывает Кантор свою преданность Израилю и словом, и делом. Лишь после начала СВО он вынужденно сложил с себя полномочия президента Европейского еврейского конгресса. Через эту организацию он имел возможность общаться с первыми лицами иностранных государств. Широко известны его огромные траты на Всемирный форум памяти холокоста и Тель-Авивский университет.
В России Вячеслав Кантор давно не живет. Согласно официальной биографии, он родился в Москве и окончил местный авиационный институт. Его семья, судя по всему, была зажиточной. Отец из Запорожья, в свое время возглавлял столичный универмаг "Сокольники". Накануне перестройки Вячеславу Кантору повезло занять хлебное место. В 1989 году он возглавил советско-американскую компанию "Интелмас", которая мониторила одно из крупнейших химпредприятий СССР — "Азот" в Великом Новгороде — и в итоге приватизировала его. На базе советского "Азота" Кантор построил свой частный холдинг "Акрон". Разбогатев, примерно в 1993 году, миллиардер переехал в Женеву, потом пожил в Лондоне, Герцлии и на Сардинии.
Кроме холдинга "Акрон" на родине у Вячеслава Кантора мало что осталось. Ему до сих пор принадлежит столичный Музей искусства авангарда с коллекцией картин стоимостью около $500 млн. Его последняя прописка в Москве — скромная панелька у парка "Сокольники". Согласно старым базам СПАРК, у его семьи может быть пара усадеб на Рублевке стоимостью далеко за сотни миллионов рублей.