Конфликт между АСВ и недавно снятым главой подконтрольного агентству банка «Российский капитал» Михаилом Кузовлевым разрешился так же неожиданно, как начался. Господин Кузовлев восстановлен в должности, что дополнительно сопровождалось рокировкой представителей АСВ в совете директоров банка. По мнению экспертов, столь громкий конфликт в структурах, ответственных за санацию, не лучшим образом характеризуют ситуацию в этой области.
По информации “Ъ”, в понедельник вечером прошел внеплановый совет директоров банка «Российский капитал», на котором обсуждалось восстановление в должности смещенного на днях экс-предправления банка Михаила Кузовлева. Это решение было принято на заседании совета директоров в прошлый четверг, таким образом он не проработал в банке и трех месяцев (см. “Ъ” от 11 сентября). Впрочем, на этом конфликт, по информации “Ъ”, между АСВ и главой дочернего банка агентства господином Кузовлевым оказался не исчерпанным. В понедельник газета «Ведомости» со ссылкой на замминистра финансов Алексея Моисеева сообщила, что отставка господина Кузовлева была «недоразумением» и уже в пятницу он был восстановлен в должности предправления «Российского капитала». Правда, банк, подавляющее большинство членов совета директоров которого являются представителями АСВ, официально восстановления не признал: в понедельник «Российский капитал» раскрыл существенный факт о том, что в связи с достигнутой между господином Кузовлевым и банком договоренности с 11 сентября действие трудового договора последнего прекращено. Согласно сообщению, последним рабочим днем господина Кузовлева было 10 сентября.
Тем не менее, по словам собеседников “Ъ”, на внеплановом совете директоров решение о восстановлении Михаила Кузовлева в должности предправления «Российского капитала» все-таки было принято. Формально ситуация может быть представлена так, что господин Кузовлев и совет директоров банка смогли согласовать дальнейшую стратегию развития банка. Разногласия по ней и стали причиной отставки Михаила Кузовлева, который возглавил «Российский капитал» 2 июня, чтобы превратить его в мегасанатора. Однако, по словам собеседников “Ъ”, представления господина Кузовлева о масштабах деятельности мегасанатора разошлись с мнением АСВ, которое видело роль «Российского капитала» гораздо скромнее — не в реализации собственных санационных амбиций, а в посредничестве между регуляторами и внешними рыночными санаторами.
Впрочем, восстановлением господина Кузовлева в должности дело не обошлось. По информации “Ъ”, последовали перемены и в совете директоров «Российского капитала». Пост его главы, по сведениям “Ъ”, покинет первый замгендиректора АСВ Валерий Мирошников, его в этой должности, по сведениям “Ъ”, сменит глава АСВ Юрий Исаев. Господа Мирошников, Исаев и Кузовлев в понедельник не отвечали по мобильным телефонам. В АСВ от комментариев отказались. Такое решение компромиссным для сторон конфликта выглядит очень условно, хотя, по данным “Ъ”, дело не обошлось без привлечения ресурсов Центробанка. По сведениям “Ъ”, этот вопрос уже обсуждался на высшем уровне двух структур — ЦБ и АСВ,— которые, по сути, являются дружественными. Представители Центробанка и ранее в своих официальных комментариях по вопросу статуса, функционала, источников и масштабов финансирования мегасанатора (в лице «Российского капитала») неоднократно занимали такую же консервативную позицию, как и АСВ. В частности, зампред Банка России Михаил Сухов на июньском банковском конгрессе в Санкт-Петербурге указывал: «Речь не идет о монополизации рынка. Участие банка “Российский капитал” в финансовом оздоровлении должно осуществляться при сохранении приоритета частного капитала и при экономических условиях, наиболее выгодных для оздоровления».
Впрочем, теперь на фоне того, как непредсказуемо развивается ситуация, непонятно, чей ресурс перевесил, указывают источники “Ъ”. Собеседники “Ъ” двояко расценили произошедшее. «С одной стороны, на фоне восстановления господина Кузовлева это может быть формальным показательным отстранением человека, который в качестве главы совета директоров “Российского капитала” ответственен за увольнение господина Кузовлева»,— рассуждает один из них. «С другой, статус-кво не меняется: Кузовлева возвращают, а одного представителя АСВ в совете директоров “Роскапа” меняют на другого, тем самым выводя первого из-под удара. Сложно представить, как он сможет продолжать работать в совете директоров, будучи главой которого уволил предправления, которого впоследствии восстанавливают в должности»,— говорит другой собеседник “Ъ”.
Как бы там ни было, сам конфликт, его развитие и разрешение не лучшим образом характеризуют ситуацию вокруг санационных процессов, которые в последнее время активизировались в российской банковской системе. «Ситуация, когда решение об увольнении руководителя банка, принятое советом директоров, пересматривается за один день, конечно, не является нормальной. Я считаю, что совет директоров должен обладать правом принимать решение об отстранении от должности предправления банка. Но такое решение должно приниматься на основе тщательной предварительной проработки, с учетом всех формальных и неформальных элементов принятия таких решений, которые существуют в крупных госструктурах»,— говорит Игорь Беликов, директор Российского института директоров, член советов директоров ряда российских компаний. «Я не помню на рынке случаев, когда бы топ-менеджер такого уровня после увольнения восстанавливался в должности. Судя по информации об этой ситуации, этот случай нетипичен и здесь явно имеют место какие-то другие мотивы»,— говорит партнер Odgers Berndtson Алексей Сизов.