«Уралхим» не заинтересован в роли миноритария – компания согласна на контрольный или на 50%-ный пакет Chemplex, сообщил в среду основный акционер «Уралхима» Дмитрий Мазепин на бизнес-форуме Россия – Зимбабве (здесь и далее его слова переданы «Ведомостям» представителем компании). В приватизации Chemplex будут участвовать 26 компаний, сообщил бизнесмен, но какие именно, не уточнил. Связаться с представителем Chemplex не удалось, сайт компании недоступен.
Chemplex – зимбабвийский производитель фосфорных удобрений. О желании участвовать в его приватизации Мазепин заявлял еще осенью прошлого года, когда посещал Зимбабве: на основе Chemplex «Уралхим» планирует создать в регионе хаб для поставки удобрений.
В декабре Мазепин провел переговоры с президентом Кении Ухуру Кениатой об условиях участия «Уралхима» и еще одной его компании – «Уралкалия» в тендерах на поставку удобрений сельхозпроизводителям. «Уралкалий» планирует перенаправить на африканский рынок поставки удобрений, предназначавшихся для Азии, преимущественно для Индии и Китая. Ценообразование на азиатском рынке компания считает несправедливым, в очередной раз подчеркнул Мазепин.
Зимбабве интересует не только Дмитрия Мазепина – крупнейший производитель алмазов в мире «Алроса» объявила, что готова инвестировать в геологоразведку и добычу алмазов в этой стране.
Кажется, Россия занялась восстановлением позиций в Африке и инвесторы с хорошим аппетитом к риску готовы заходить на африканские рынки, рассуждает партнер Urus Advisory Алексей Панин. «Африка слишком большой регион, чтобы делать какие-либо обобщения. Но есть на этом рынке и общие черты: низкие расходы, особенно на труд, возможности договариваться с местными властями, включая неофициальные, большой экспортный потенциал, особенно при слабой местной валюте и высокой инфляции в регионе», – объясняет он. Такие инвестиции сопровождаются большими рисками – бизнес могут просто отнять, если политический режим сменится на менее лояльный по отношению к конкретной компании, подчеркивает Панин.
Россия должна вернуться на позиции Советского Союза в африканском регионе, считает Мазепин. Россия начала активизировать торговлю с Зимбабве, замечает он, что требует сложных финансовых схем, так как страна испытывает трудности с валютой.
По данным Мазепина, Chemplex принадлежит месторождение, где можно добывать 1,5 млн т фосфора в год. Предприятие производит сотни тысяч тонн концентрата, часть идет на экспорт, часть используется в местном сельском хозяйстве. «Уралхим» планирует поставлять предприятию аммиак, чтобы готовить сложные удобрения, и довести производство фосфорных удобрений до 1 млн т в год, чтобы поставлять удобрения в три-четыре близлежащие страны, передал представитель слова Мазепина: в Замбию, Малави, Демократическую Республику Конго и Ботсвану.
Приватизация компании уже идет, ее результаты будут известны в феврале, знает Мазепин: «Стоимость компании на данный момент чуть выше нуля. Для руководства Зимбабве важно не продать подороже, а привлечь побольше инвестиций со стороны профессиональных участников рынка».
«Судя по всему, смена власти в Зимбабве действительно сделала местный рынок более привлекательным для инвесторов – названия российских компаний упоминаются в нескольких проектах, связанных с производством удобрений, металлургией и добычей алмазов», – говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Цены на фосфатные удобрения за год выросли на $50 за тонну, что подогревает интерес к экспансии на перспективные рынки, продолжает он. А намерение получить не менее 50% в активе обусловлено желанием компании контролировать поставки и процесс модернизации производства, заключает Лобазов.