Кроме российских участников там были латвийские и европейские банки, а работало все по «молдавской схеме». Молдаване помогли российским бизнесменам очистить краденые миллиарды, неплохо на этом заработали и попутно обокрали и свою страну. Многие называют схему крупнейшей в мире аферой по выводу денег за рубеж.
Российское и молдавское следствие
Впервые о крупной махинации стало известно в апреле 2014 года, когда «Новая газета» и Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) выпустили ряд статей о невероятно хитроумном плане по отмыванию денег и перебросе их за пределы России. В этот самый момент Молдавия обнаружила, что из ее банковской системы тоже исчезло около миллиарда долларов.
Дело получило название «ландромат», что означает «прачечная». Встречаются названия «российский ландромат» и «молдавская схема», а в Молдавии афера известна как «кража века».
В России хотят найти деньги и уже наказывают нечестных бизнесменов, а в Молдавии схема до сих пор лишь политический козырь и оружие против власть имущих конкурентов. Если бы не расследование российских журналистов, в Молдавии, возможно, так и не обратили бы внимание на отсутствие миллиарда долларов. Тогдашнее руководство страны, с разрешения которого шестеренки «молдавской схемы» закрутились, тщательно прятали концы. Руководили страной именно те, кто в схеме участвовал и получил немалую выгоду.
В январе 2015 года Национальный банк Молдавии нанял частную американскую аудиторскую компанию Kroll Inc., чтобы провести расследование мошенничества. «Где миллиард?» – кричала вся страна, и независимый аудит был легким решением. Все молдавское следствие основывается на двух отчетах Kroll и Kroll-2, которые были слиты в Сеть, хотя и с купюрами. Сейчас мы знаем имена, которые тогда не опубличили.
Следствие в России и в Молдавии выявило трех главных героев «ландромата». Первый – Владимир Плахотнюк, на тот момент фактический лидер Демократической партии Молдавии (ДПМ) и самопровозглашенный хозяин маленькой республики просто потому, что подмял под себя партию, своих людей и все, что работало в стране. Теперь он беглец, предположительно обосновавшийся в США, но точное местонахождение неизвестно. ДПМ в 2010 году прорвалась в молдавский парламент, и «молдавская схема» начала работать.
Второй – бизнесмен Вячеслав Платон, который курировал молдавские банки, затянутые в схему. Главный банк в этой схеме возглавляла его сестра Елена Платон. Говорят, что именно Платон придумал способ заработать на отмывании денег и пришел с идеей к Плахотнюку. Недюжинный ум и свойский характер Платона помогли развить «ландромат», но не уберегли от гнева всемогущего в границах Молдавии Плахотнюка. Кстати, Плахотнюк за эту же «кражу века» посадил не только Вячеслава Платона, но и своего политического конкурента – бывшего премьер-министра и лидера Либерал-демократической партии Влада Филата.
Третий фигурант российского следствия – Ренато Усатый, лидер региональной «Нашей партии», он все еще мэр второго по численности молдавского города Бельцы, но в политической жизни страны участвует через соцсети, так как часто неизвестно, где он находится. Он прятался от молдавских властей в Москве, а теперь от российских, потому что он заочно арестован и находится в международном розыске, как и Платон с Плахотнюком.
Есть еще один важный фигурант в этой «стирке» – молдавский бизнесмен Илан Шор, больше известный в России как «муж певицы Жасмин». Нынче он тоже беглый олигарх, только обосновался по своему второму паспорту – в Израиле. Его причастность к этому делу в России пока расследуется, а Молдавия уже объявила бизнесмена в розыск. Портреты Шора висят под словами «Их ищет полиция» во всех молдавских участках.
Российское следствие установило, что с июня 2013 до конца 2014 года Вячеслав Платон, Влад Плахотнюк и российский бизнесмен Александр Коркин выводили деньги из России через Молдавию. По версии следствия, на разных этапах к «молдавской схеме» присоединились Ренато Усатый, а также владельцы российских банков Александр Григорьев и Олег Кузьмин.
Как работала схема
На бумаге оформлялся фиктивный договор займа между двумя иностранными компаниями-пустышками, которые контролировались отмывателями денег. «Пустышки» на деле никаких денег заемщику не перечисляли. Поручителями выступала российская компания и обязательно гражданин Молдавии. Очень быстро выяснялось, что одна из сторон договора не может расплатиться по долгу, и «кредитор» выставлял требования к поручителю. Поскольку в сделке присутствует гражданин Молдавии, дело сразу передавалось в молдавский суд.
Молдавский суд при Плахотнюке был самым коррумпированным судом в мире.
В Молдавии «свой судья» оперативно выдавал официальный приказ, обязывающий российскую компанию выплатить долг. Суд назначал купленного заранее пристава, который открывал счет в молдавском банке. Туда-то российская компания и переводила деньги, погасив несуществующий долг.
Вот так при помощи фиктивных документов валютного контроля участники обеспечивали ежедневный перевод сотен миллионов долларов и евро на банковские счета в молдавских банках.
Фирм-пустышек было много. В отчете Kroll-2 указано больше 80 фамилий, в основном граждан Молдавии, которые участвовали в открытии «послушных» фирм. Американская аудиторская компания даже названия фирм указала. Все фигуранты дела заработали себе на этой схеме целые состояния. Кстати, многие в списке – известные в Молдавии личности, когда-то уважаемые люди вроде известных журналистов и руководителей СМИ. Им пока не предъявлены обвинения, потому что важнее разобраться с верхушкой. Рядовые фигуранты, за которых в Молдавии пока никто не взялся, надеются, что о них скоро совсем забудут. Некоторые даже распространяют слухи о своей безвременной кончине.
Откуда деньги
Большая часть прошедших через «ландромат» российских денег была похищена при исполнении госконтрактов для «Газпрома» и РЖД. Обвинение в окончательной редакции предъявлено бывшим теневому владельцу банка «Западный» и «Русского земельного банка» (РЗБ) Александру Григорьеву, совладельцу банка «Европейский экспресс» Олегу Кузьмину, акционеру Victoriabank (Молдавия) Александру Коркину, топ-менеджеру Moldindconbank (Молдавия) Елене Платон, топ-менеджеру РЗБ Венере Шариповой, а также юристам Ринату Юсупову, Алексею Соболеву и Льву Пахомову. Им инкриминируются создание организованного преступного сообщества и совершение валютных операций по переводу денежных средств за границу с использованием подложных документов (ст. 210 и 193.1 УК РФ).
В России дело о «российском ландромате» сейчас насчитывает 120 томов следственных документов. Российские фигуранты арестованы и знакомятся с материалами дела.
А вот молдавское расследование «кражи века» развивается медленно, несмотря на то, что два фигуранта «ландромата» – Вячеслав Платон и Влад Филат – уже успели посидеть за решеткой и даже освободиться по УДО. Кстати, Платон во всех интервью говорит, что бенефициаром схемы по отмыванию денег был Плахотнюк, а Филат называет имя Илана Шора.
Надо отметить, что тесное сотрудничество Плахотнюка с российскими участниками «ландромата» проходило на фоне острой борьбы самого Влада Плахотнюка со всем русским в Молдавии. Самая банальная русофобия с пугалками про русские танки, подкармливанием унионистов, озабоченных объединением Молдавии с Румынией, сокращением русских школ и аннулированием закона о статусе русского языка как языка межнационального общения.
Заочно арестованные Плахотнюк, Платон и Усатый, возможно, так и будут скрываться от системы правосудия. Но сейчас точно известно, что Елена Платон, а также господа Кузьмин, Григорьев и Юсупов свою вину признали полностью и дали следствию развернутые показания обо всех участниках и руководителях международного преступного сообщества и задействованных в схеме российских и иностранных кредитных организациях.
В это время генеральный прокурор Молдавии Александр Стояногло сетует, что следствие «кражи миллиарда» сталкивается с большими трудностями, и коррумпированная система, ранее работавшая на сокрытие деталей этого громкого дела, и сегодня продолжает свой «праведный» труд.