Бывший председатель правления Инвестторгбанка Владимир Гудков из России в Монако уехал еще в 2016 году – и весьма вовремя. Через некоторое время ГСУ ГУ МВД России по Москве возбудило в отношении банкира уголовное дело о хищении средств. Летом 2017-го Гудков был заочно арестован и объявлен в международный розыск, а несколько дней назад, в январе 2018-го, его задержали в Монако и там же поместили в СИЗО.
Условия содержания в следственном изоляторе, как сообщает пресса, вполне соответствуют статусу княжества: в здании, которое стоит на берегу Средиземного моря, оборудованы камеры на двоих со всеми удобствами, на территории есть бассейн, а еду «сидельцы» могут заказывать из ресторана. Тем не менее, ничего приятного в вынужденном отдыхе, пусть и в камере с бассейном, для 59-летнего господина Гудкова нет. Дело, возбужденное по ч.4 ст. 159 УК, не закрыто, над экс-банкиром и четырьмя его сообщницами висит обвинение в хищении у Инвестторгбанка более 7 миллиардов рублей, а также угроза выдачи на родину.
Генпрокуратура РФ уже готовится направить запрос об экстрадиции. Будет ли на него дан положительный ответ, зависит не только правоохранительных и судебных органов, но и непосредственно от благоволения князя Монако. Два года назад Апелляционный суд отказался передавать России скрывавшегося на территории княжества совладельца Внешпромбанка Георгия Беджамова (который обвинялся в хищении 113 миллиардов рублей), а правящий князь Альбер II утвердил это решение. Беджамов, кстати, сидел в том же СИЗО, что и Гудков.
Предыстория бегства и задержания Владимира Гудкова следующая. Летом 2015 года клиенты филиалов Инвестторгбанка начали массово закрывать счета. По официальной версии в связи с тем, что недоброжелатели пустили слух о скором отзыве лицензии. Лицензию банк сохранил, однако по решению Центробанка в нем была введена временная администрация, а Агентство страхования вкладов определилось с кандидатурой инвестора для предотвращения банкротства. Санатором в январе 2016 года стал Транскапиталбанк, и уже он потребовал разыскать и вернуть активы, которые «потерялись» в период, когда Инвестторгбанком руководил Владимир Гудков. Первоначально недостачу оценили в 32 миллиарда рублей. При более подробном изучении материала выяснилось, что деньги уходили через «обладающие признаками фиктивности» кредиты, заключение договоров купли-продажи ипотечных закладных, оказавшихся неликвидными, и т.д.
Владимир Гудков – лишь один из фигурантов уголовного дела. Кроме него у следователей есть вопросы к бывшему заместителю председателя правления
Нине Шурминой, экс-руководителю направления развития ипотечного кредитования Татьяне Зотиной, бывшему директору департамента кредитных операций
Ольге Зубковой, внештатной сотруднице Инвестторгбанка Елене Лукьяновой. Дамы, в отличие от бывшего председателя правления, остались на родине: под домашним арестом или под подпиской о невыезде.