У главы РПЦ, давно известного своей тягой к роскоши, обнаружили новые объекты недвижимости неясного происхождения. Патриарх Кирилл, призывающий паству к смирению и скромности, сам не гнушается приобретать элитные квартиры. При этом часть недвижимости попала к священнослужителю и его родственникам сомнительным путем, который можно истолковать как взятку или благодарность за некие услуги.
Главой РПЦ Кирилл Гундяев стал в 2009 году, успев поработать за границей и обрасти нужными связями. К вступлению в должность священник уже был состоятельным человеком — возглавляя отдел внешних церковных сношений он сумел найти общий язык с иностранным бизнесменом, который по какой-то причине решил поправить имущественное положение Гундяева и его родственников.
Издание «Проект» изучило недвижимость, принадлежащую самому патриарху Кириллу и двум его троюродным сестрам, насчитав семь квартир, дом и долю в нежилом помещении общей стоимостью около 225 млн рублей. Часть недвижимости попала к Гундяеву и его сестрам не совсем прозрачным путем.
В расследовании упоминается миссия Мальтийского ордена в России и ее бывший советник итальянец Никола Саворетти, который давно знает патриарха по долгу службы. В 1999 году Саворетти, который также является бизнесменом, взялся за проект реконструкции здания в центре Москвы, на Волхонке, 6, прямо напротив Кремля. Вместе с ним реконструкцией занимался швейцарский бизнесмен молдавского происхождения Александр Димитриевич.
Проект Саворетти оказался проблемным — девелоперы увеличили этажность дома и приделали к нему мансарду, что вызвало возмущение у столичных чиновников. Как пишет «Проект», надстройку заметили из Кремля и позвонили тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову, чтобы он разобрался с лишним этажом. Лужков «разобрался», подписав распоряжение о демонтаже самовольной конструкции в кратчайшие сроки.
Однако что-то произошло, и через полтора года распоряжение Лужкова было отменено. Дополнительный этаж в доме на Волхонке оставили, ограничившись сносом одной мансарды. В результате бизнесмены — Саворетти и Димитриевич — смогли избежать больших финансовых потерь. Патриарх Кирилл в то время был только митрополитом, но уже имел влияние на городских чиновников. Вскоре после этого, буквально через полгода, Димитриевич выкупил все комнаты в коммунальной квартире в доме на Крюковом канале в Петербурге, который находится рядом с Мариинским театром. А через два месяца объединенная квартира площадью свыше 120 кв.метров была подарена бизнесменом троюродной дочери патриарха Кирилла Лидии Леоновой. Сейчас стоимость такой квартиры составляет около 42 млн рублей.
Ни Димитриевич, ни представители патриарха Кирилла не ответили журналистам, чем была обусловлена такая щедрость бизнесмена по отношению к члену семьи высокопоставленного функционера РПЦ.
В 2003 году все тот же Димитриевич выкупил у будущего патриарха его недостроенный дом в районе поселка Николина гора в Подмосковье и почти сразу же перепродал недвижимость. Суммы сделок не раскрываются, поэтому нельзя узнать, сколько патриарх Кирилл заработал за счет швейцарского покупателя, но сейчас стоимость подобного дома может достигать 70 млн рублей.
«Проекту» удалось узнать, что Димитриевич, как и Саворетти, знает Гундяева довольно давно. Еще в начале двухтысячных годов он через возглавляемую им благотворительную ассоциацию «Лазарь» создал с РПЦ совместный проект для помощи людям, пострадавшим от бомбежек Югославии. От РПЦ в проекте участвовал отдел внешних церковных сношений, которым в то время руководил Гундяев.
«Можно ли считать подарок в виде квартиры и участие в сделке по покупке дома благодарностью за некие услуги?», — такой вопрос журналисты задали Николе Саворетти, на что тот ответил, что начал сотрудничать с будущим патриархом уже после всей этой истории с недвижимостью. Также он заявил, что на его просьбы помочь с проблемной реконструкцией на Волхонке Гундяев не ответил. Неизвестно, какой ответ получил Димитриевич.
Помимо подарочной квартиры от бизнесмена сестра патриарха Лидия Леонова также имеет роскошную квартиру в Москве, в знаменитом «Доме на набережной» с видом на Кремль. Об этой недвижимости стало известно в 2012 году, когда у Кирилла произошел конфликт с соседями из-за неаккуратного ремонта. Сейчас собственник квартиры в данных Росреестра скрыт.
Также у Леоновой имеется в наличии квартира площадью 83 кв. метра в элитном «цековском доме» в Гагаринском переулке Москвы. Ее она приобрела уже в феврале 2019 года, будучи 73-летней пенсионеркой. Приблизительная стоимость жилплощади составляет 47 млн рублей. А немного ранее, в 2015 году, сестра Гундяева купила себе дом площадью 300 кв. м. в коттеджном поселке в деревне Сивково Одинцовского района.
Есть у патриарха и другая троюродная сестра — 63-летняя Елена Холодова, — которая ранее входила в совет директоров Банка «Пересвет», где основным держателем акций выступала РПЦ. Поработав в банке Холодова купила себе квартиру в доме бизнес-класса на улице Расплетина на северо-западе Москвы приблизительной стоимостью около 22 млн рублей.
Также «Проект» сообщил, что самому Кириллу Гундяеву принадлежат три квартиры: 145 кв. метров в «Доме на набережной», стоимостью 70 млн рублей, квартира на 38 «квадратов» в доме на Николоямской за 12 млн рублей, и 83 кв. метра в Санкт-Петербурге на Большеохтинском проспекте за 9 млн. Сейчас информация о собственнике двух из трех квартир в Росреестре скрыта. Напомним, что недавно свою недвижимость в Москве и Подмосковье начали прятать высокопоставленные чиновники из ФСБ и Минобороны.
Помимо частной собственности к услугами патриарха Кирилла также церковное имущество и… казенные деньги. Например, свыше 2,4 млрд рублей из федерального бюджета направили на реконструкцию Феодоровского городка в Царском селе, который собираются превратить в резиденцию патриарха Кирилла.
Пользуется Кирилл и услугами частной авиации — только недавно на продажу был выставлен самолет, купленный за деньги ВТБ, на котором летал глава РПЦ.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале
Чем отличается ситуация с коррупцией в КГБ и ФСБ? Должен ли Александр Бортников отвечать за деяния Кирилла Черкалина? Какова главная цель органов безо…
Лобби в правительстве позволяет недобросовестному поставщику избегать санкций
Глава «Ростеха» строит свою личную монополию на рынке переработки отходов
Бывший вице-мэр Москвы пользуется незадекларированной недвижимостью стоимостью около миллиарда рублей
Следствие выводит из-под удара высокопоставленных сотрудников МИДа