Волоконно-оптическое мошенничество

Источник
В Тюменской области разгорается скандал, связанный со строительством в регионе крупнейшей линии по современной передаче данных и связи.
В ход идут излюбленные в таких случаях приемы – подделка подписей учредителей, вывод активов на подконтрольные захватчикам фирмы, незаконная «обналичка» через фиктивные компании. Цена вопроса – сотни миллионов рублей прибыли ежегодно.   

Эта история началась почти 10 лет назад. В 2006 году тюменскому специалисту в области создания и развития операторов связи Сергею Сорогину пришла в голову гениальная идея – построить крупнейшую волоконно-оптическую линию связи универсального доступа между городами Тюменской области, а в последующем охватить и соседние регионы на волне спроса сотовых компаний для своих систем связи 3-го поколения. Суть была в том, что кабели предполагалось тянуть не подземным способом, а по существующим линиям электропередач. Это существенно увеличивало скорость работ и снижало расходы на строительство, а в последующем позволяло стать монополистом в области предоставления услуг по передаче данных и связи. Учитывая нормативы, действующие у энергетиков, вторую линию волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) построить таким способом уже невозможно.   

СКАЗКА, ПРЕВРАТИВШАЯСЯ В КОШМАР   

Для реализации масштабного и дорогостоящего проекта Сорогин пригласил своего давнего знакомого Михаила Троцкого. Вместе они учредили компанию «Северное волокно», где Сергей Сорогин стал генеральным директором. По обоюдному согласию доли в обществе распределились на данный момент следующим образом – 65 % было оформлено на фирму Троцкого ООО «Зуммер», 35 % – у Сорогина.   

Строительство волоконно-оптической линии связи осуществлялось следующим образом:   

– заказчиком являлось «Северное волокно», и Сорогин, обладая 18-летним опытом в операторской деятельности и административными ресурсами, получил все необходимые технические условия: права прохода, лицензии, разрешения, согласования на проектную документацию, заключения на проектную документацию и запуск в эксплуатацию систем связи, без которых невозможно было создание линий связи;   

– подрядчиком выступала фирма Троцкого «Зуммер», которая выполняла строительно-монтажные работы, в том числе и с привлечением субподрядчиков.   

По завершении строительства ООО «Зуммер» должно было передать линии связи «Северному волокну».   

Сергей Сорогин рассказывает о первоначальной договоренности между ним и Троцким о том, что «Северное волокно» оплачивает работу «Зуммера» живыми деньгами. Однако спустя несколько лет после запуска проекта Михаил Троцкий настоял на изменении способа оплаты. Теперь, на основании соглашений о новации (замене обязательства), вместо оплаты работ деньгами ООО «Северное волокно» обязывалось по мере строительства ВОЛС передавать ООО «Зуммер» часть оптических волокон, которые являются составной частью кабеля ВОЛС. Тогда еще Сорогин не подозревал, какая мина замедленного действия была подложена под него.   

Дело в том, что конкретная линия связи состоит из волоконно-оптического кабеля, в котором имеется 32 оптических волокна. Теперь вместо живых денег компания Троцкого получала за свою работу права, например, на 20 волокон. Сергей Сорогин говорит, что за пример была взята модель, широко распространенная при долевом строительстве жилья, когда заказчик строительства рассчитывается с подрядчиком частью квартир в строящемся доме. Такие условия были выгодны операторам связи – покупателям волокон и позволяли оказывать услуги связи по мере строительства линий связи, еще до ввода их в эксплуатацию.   

Михаил Троцкий же становился обладателем резко подорожавшего актива. Километр каждого оптического волокна после включения его в линию связи увеличивался в цене в 100–150 раз. Основные участки ВОЛС, построенные «Северным волокном» совместно с компанией Троцкого ООО «Зуммер», проходят между городами Тюмень – Тобольск – Сургут – Ноябрьск – Новый Уренгой – Надым и Екатеринбург – Тюмень – Челябинск – Омск и составляют тысячи километров протянутого кабеля.   

Но, как известно, аппетит приходит во время еды. С 2013 года ООО «Зуммер» Михаила Троцкого не только забирало положенные ему волокна, но и стало обращать в свою собственность все построенные волоконно-оптические линии связи по заказу «Северного волокна» и ставить на свой баланс.   

Сорогин неоднократно пытался во время личных встреч с Троцким добиться передачи построенных линий связи, но все требования просто игнорировались.   

Более того, Сергею Сорогину удалось выяснить, что пока он пытался вразумить Троцкого вернуть то, что ему не принадлежит, ООО «Зуммер» уже заключало договора продажи оптических волокон от своего имени с крупнейшими операторами связи региона – клиентами, которых нашел на рынке и подключил к проекту именно Сорогин. Между тем выручка «Северного волокна» по договорам новаций к 2014 году уже достигала 3 миллиардов рублей.   

Точкой невозврата, как ни странно, стало официальное письмо Сергея Сорогина как генерального директора «Северного волокна» генеральному директору ООО «Зуммер» Михаилу Троцкому с требованием вернуть незаконно присвоенное имущество.   

НЕТ ЧЕЛОВЕКА – НЕТ ПРОБЛЕМ   

Это сейчас Сергей Сорогин понимает, что когда-то хороший друг и надежный партнер Михаил Троцкий последний год просто тянул время, судя по всему, в надежде дождаться окончания срока исковой давности. Видимо, никто передавать кабели в «Северное волокно» не собирался.   

Но официальная претензия Сорогина немного спутала планы. Весной 2014 года Михаил Троцкий, воспользовавшись блокирующей долей в компании «Северное волокно», созывает внеочередное собрание учредителей, на котором генеральный директор Сергей Сорогин лишается своей должности, а кресло руководителя занимает сам Троцкий. Присутствие на этом собрании самого Сорогина по понятным причинам наверняка не предусматривалось. Ведь именно в это самое время смещенный руководитель «Северного волокна» проходил лечение в клинике.   

По словам Сергея Сорогина, все выглядит так, что, став фактически полновластным владельцем компании, Троцкий начал готовить «Северное волокно» к банкротству. Был заключен договор, согласно которому ООО «Зуммер» передает в аренду ООО «Северное волокно» оптические волокна (именно те, которые должны быть переданы в собственность ООО «Северное волокно» и, по мнению Сергея Сорогина, незаконно присвоены ООО «Зуммер»), тем самым принося убытки обществу «Северное волокно» примерно на 10 миллионов рублей ежемесячно. Деньги и все ценное имущество, по всей видимости, выводились либо на уже известную нам фирму «Зуммер», либо использовались фирмы-однодневки и фиктивные договора поставок.   

УБЫТОЧНЫЙ КОНТРАКТ СО Сбербанком ИЛИ ПОВОД К ОТЪЕМУ БИЗНЕСА
  
Справедливости ради нужно сказать, что объяснение увольнения Сорогина из компании Михаил Троцкий все же предоставил. Летом 2010 «Северное волокно» в лице тогда еще генерального директора Сергея Сорогина заключило крупный контракт на услуги связи со Сбербанком. Согласно документу, с этого момента владелец волоконно-оптической сети начал предоставлять услуги связи и передачи данных филиалам Сбербанка на сумму в 472 тысячи рублей ежемесячно с последующим увеличением этой цифры до 1 миллиона 32 тысяч рублей в месяц. Но в контракте была пометка, что услуги Сбербанк получает с большим дисконтом в счет долга уже несуществующего ООО «Тюменская транковая сеть», где у Сергея Сорогина некогда было 50 % уставного капитала и он являлся поручителем по кредиту почти в 10 миллионов рублей, который не был выплачен. Именно этой причиной и воспользовался Михаил Троцкий, обвинив своего компаньона в навязывании их общей компании невыгодного контракта.   

Однако если внимательно рассмотреть эту историю и изучить документы, которые попали в наше распоряжение, то выяснится много интересного. Первое, что бросается в глаза, – это подписи под бумагами о внеочередном собрании участников «Северного волокна», на котором решался вопрос контракта со Сбербанком. Вместе с Сорогиным в обсуждении принимал личное участие Михаил Троцкий. Его же подпись стоит под приложением о взаимозачете банком долга «Тюменской транковой сети». Смотрим дальше. Два года, с июля 2010 года по май 2012-го, Сбербанк перечислял 472 тысячи рублей ежемесячно за оказание услуг связи. И ровно эта же сумма списывалась со счета «Северного волокна» в счет долга. Все это время Михаил Троцкий не высказывал никаких претензий и не задавал вопросов.   

Однако летом 2014 года Троцкий, уже как генеральный директор ООО «Северное волокно», инициирует исковое заявление в Арбитражный суд Тюменской области о взыскании убытков с бывшего директора Сергея Сорогина на основании того, что он на самом деле не давал своего одобрения на выплату долга «Тюменской транковой сети». И суд подозрительно быстро встает на сторону Троцкого и отказывает практически во всех ходатайствах Сорогину. Профессиональные юристы назвали бы это так: тюменский арбитраж сыграл в одну калитку.   

Но в документах отчетливо видно – в мае 2012-го долг полностью выплачен, и ситуация кардинально меняется. По дополнительному соглашению, которое удалось подписать Сорогину, количество каналов связи для Сбербанка увеличивается, а ежемесячный платеж составляет уже 692 тысячи рублей в месяц. В ноябре и декабре все того же 2012-го количество каналов увеличивают еще в два раза, и ежемесячный платеж Сбербанка достигает более одного миллиона рублей. Итого, за два года с мая 2012-го по апрель 2014 года «Северное волокно» только по этому контракту, за вычетом долга, получило почти 20 миллионов рублей чистой прибыли. О каких убытках или потерях может идти речь?   

ЦЕНА ВОПРОСА   

По ходу развития конфликта между теперь уже бывшими компаньонами Сергей Сорогин заказывает независимую оценку деятельности «Северного волокна» за последние пять лет – с 2009 по 2013 год. Ведь 35 % доли в обществе у него никто еще пока, к счастью, не отобрал. Аудиторы, проанализировав тысячи листов документации, пришли к выводу, что за последние годы «Северное волокно» показывало исключительный рост прибыльности. Так, если еще в 2009 году чистая прибыль общества составила всего 37 тысяч рублей, то 2010-м – это уже почти 6 миллионов. За 2011 и 2012 годы Сорогину в совокупности удается заработать для своей компании почти 130 миллионов. 2013 год фирма заканчивает на отметке 103 миллиона рублей чистой прибыли.   

Вполне возможно, что стремительное развитие компании и наращивание оборотов крупномасштабного проекта Сорогина и заставило его компаньона полностью подмять под себя «курицу, несущую золотые яйца».   

Иначе как объяснить тот факт, что, взыскивая мистические убытки с бывшего директора, Михаил Троцкий при этом саму сделку со Сбербанком признает действительной и не собирается ссориться со стратегическим партнером, привлечь которого удалось именно Сорогину.   

«За тот год, который прошел после смещения меня с должности директора «Северного волокна», – говорит Сергей Сорогин, – делается все, чтобы замести следы своего мошенничества и лишить меня моего бизнеса. В частности, были подделаны мои подписи на договорах новации, где указывается, что вместо 16 оптических волокон заказчик передает подрядчику все 32 волокна на участке Сургут – Ноябрьск – Новый Уренгой и Ноябрьск – Новый Уренгой – Надым».   

«В договоре на постройку волоконно-оптической линии связи Тюмень – Тобольск – Сургут, – продолжает бывший директор «Северного волокна», – были изменены листы с количеством волокон, передаваемых заказчиком подрядчику, вместо 20 оптических волокон была указана передача 24. Моя подпись на документах также фальшивая».   

Сергей Сорогин вооружен результатами отчета независимого оценщика и полностью убежден в своей правоте. 10 лет работы над проектом всей его жизни превратились в один миг в 1,5 миллиарда рублей ущерба для его компании и последующее банкротство, а также в 500 миллионов рублей личных потерь.

P.S. Сейчас сложно сказать, почему прокуратура Тюменской области, заваленная заявлениями Сергея Сорогина по фактам мошенничества со стороны Михаила Троцкого, все это время хранит молчание и бездействует. Однако, как нам стало известно, отдел экономической безопасности и противодействия коррупции города Тюмени проводит сейчас полномасштабную проверку участия фирмы Михаила Троцкого «Зуммер» в госконтракте с Государственным унитарным предприятием «Тюменский региональный телекоммуникационный центр».   

По оперативным данным и уже проведенным независимым экспертизам предполагается, что компания Троцкого, получив из регионального бюджета 19 миллионов рублей по итогам тендера, работ провела на сумму почти в два раза меньше. При этом ООО «Зуммер» стало обладателем дополнительных 20 волокон на территории Тюмени за счет бюджетных средств. А это сотни тысяч рублей ежемесячной прибыли и сотни миллионов неучтенных активов в центре города в виде тех же оптических волокон, самовольно добавленных «Зуммером» в кабель правительственной связи.  
Персоны Компании
Мошенники приняли вклады на свой счет
По заявлениям более 400 клиентов «Волга-Кредит» банка возбуждено уголовное дело.
Реставратор Кремля: кто и что помогает Виктору Смирнову получать господряды
Петербургская «Интарсия» реставрировала Кремль и церковь в селе родителей Путина. Бизнес настолько успешный, что его совладельцем стал Борис Ротенберг. В чем феномен «Интарсии»?
Дорогое удовольствие: как Давос переживет колебания рубля и франка
 Швейцарский курортный городок Давос на несколько дней в году превращается в «столицу мира»: на Всемирный экономический форум сюда съезжается мировая бизнес-элита.
Микаил Шишханов не главный владелец «Интеко»
Контроль над этим бизнесом может оформить на себя Михаил Гуцериев.
Прогноз: «Роснефти» предстоит самый трудный год
Пик платежей госкомпании по кредитам приходится на 2015 год.
Подрядчика выудили из океанариума
Госконтракт с «Мостовиком» расторгнут судом.
Банки предупреждают: аферисты атакуют
Всплеск потребительской активности перед Новым годом усилил деятельность мошенников, которые похищают у клиентов банков данные пластиковых карт.
«Я пока out of market, касса закрыта»
Владелец Solvers Олег Малис о приобретении новых активов.
Правительство попытается помочь «Ютэйр» и «Трансаэро»
Чиновники договариваются с их кредиторами.
Делом межрегиональной «сервисной мафии» занялась ФСБ
В Москве задержан участник крупной криминальной группировки, похитившей у государства сотни миллионов.
Как госструктуры отпразднуют Новый год
Госзаказчики в этом году собираются потратить на новогодние корпоративы почти в 10 раз меньше, чем в прошлом, подсчитал Общероссийский народный фронт (ОНФ).
Главный вывод: у России нет экономического суверенитета
«И это может стать личной катастрофой для Владимира Путина».
Сбербанк оценил контроль над «Мостовиком» в 1 руб.
Сбербанк может получить контроль над НПО «Мостовик», находящимся в процессе банкротства. Кировский районный суд Омска в среду постановил взыскать в пользу банка доли, принадлежащие бывшим генеральному директору «Мостовика» Олегу Шишову и главному инженеру Вячеславу Двораковскому.
Кто может спасти «Мостовик»
За несколько месяцев из крупнейшей в стране строительной компании «Мостовик» превратился в банкрота. Спасение компании теперь зависит от ее кредиторов, в первую очередь Сбербанка.
Хроники «черного понедельника»: как рынок переживает обвал рубля
Понедельник стал худшим днем для рубля за последние 16 лет. Против российской валюты играют отечественные компании и банки.
Рапс — и готово!
Видимость инвестиций в производство «нетрадиционной культуры» помогает бизнесменам из Татарстана экономить на кредитах за счет бюджета.
Имущество авиакомпании «Ютэйр» почти на $12 млн арестовано
Авиакомпания задолжала Альфа-банку за исполнение аккредитива.