Государственное обвинение попросило приговорить семерых пензенских фигурантов дела «Сети» (организация запрещена в России, признана террористической) к срокам от 6 до 18 лет колонии строгого режима. Самый большой срок, по мнению прокурора, должен получить предполагаемый организатор сообщества Дмитрий Пчелинцев. Заявления о пытках, по мнению гособвинителя, не нашли подтверждений. Адвокаты считают, что часть обвинений может быть снята, а также отмечают большое количество нарушений, которые могут быть основанием для обращения в Европейский суд по правам человека.
На выездном заседании Приволжского окружного военного суда в Пензе государственный обвинитель Сергей Семеренко попросил суд признать семерых пензенских анархистов, проходящих по делу «Сети», виновными в создании террористической организации и участии в ней. Дмитрию Пчелинцеву и Илье Шакурскому, которых следствие считает создателями и руководителями террористической организации, прокурор попросил назначить наказание в виде 18 и 16 лет колонии строгого режима соответственно.
Предполагаемому участнику организации Андрею Чернову прокурор попросил назначить 14 лет колонии, Максиму Иванкину — 13 лет, Михаилу Кулькову — 10 лет, Василию Куксову — 9 лет, Арману Сагынбаеву — 6 лет колонии строгого режима.
Как писал “Ъ”, помимо создания террористической организации и участия в ней господам Пчелинцеву, Куксову и Шакурскому вменяют незаконное хранение огнестрельного оружия (ч. 1 ст. 222), последнему также — взрывчатых веществ (ч. 1 ст. 222.1). Дмитрия Пчелинцева обвиняли и в попытке поджога пензенского военкомата в 2011 году (ч. 2 ст. 167 вместе с ч. 3 ст. 30), но на суде гособвинитель Сергей Семеренко отказался от обвинения по этому эпизоду, а военный комиссар Октябрьского и Железнодорожного районов Пензы Александр Миронов заявил, что не имеет претензий к господину Пчелинцеву. Господ Чернова, Иванкина и Кулькова обвиняют также в покушении на производство или сбыт наркотиков в крупном размере (ч. 4 ст. 228.1 вместе с ч. 3 ст. 30). Пятеро подсудимых отрицают причастность к инкриминируемым им преступлениям в полном объеме, подсудимые Кульков и Иванкин признали вину в покушении на сбыт наркотиков.
Расследование дела «Сети» началось после задержания с наркотиками, а затем явки с повинной 18 октября 2017 года Егора Зорина, который также рассматривался как член группы, но дело в отношении него было прекращено после того, как он дал показания на других предполагаемых участников «Сети».
Сначала Арман Сагынбаев, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский дали признательные показания, но позже заявили, что для получения признаний их пытали электротоком в пензенском СИЗО-1.
Однако на суде гособвинитель заявил, что слова подсудимых о том, что к ним применялись пытки, «не нашли подтверждения» в ходе судебного следствия.
Прения по уголовному делу начались 18 декабря, заседания несколько раз переносились из-за болезни подсудимых, на прошлом заседании, 24 декабря, прокурор Сергей Семеренко озвучил позицию обвинения, которая, как утверждают адвокаты, почти полностью повторяет обвинительное заключение, за исключением ряда незначительных деталей. По мнению гособвинителя, «вина подсудимых полностью установлена».
Бывший адвокат Ильи Шакурского Анатолий Вахтеров (вел дело с начала расследования и вышел из процесса до прений) считает, что оправдательный приговор участникам дела не вынесут, но сроки, запрошенные прокурором, будут существенно пересмотрены. «Я продолжаю следить за процессом. Статья «организация террористической организации», скорее всего, останется только у Дмитрия Пчелинцева, у Ильи Шакурского остается только часть 2 — участие, эпизод с оружием, вероятно, тоже пропадет, потому что он тоже сшит из воздуха. Озвученные гособвинителем сроки — это его видение процесса, которое ничем не доказано. Прокурор должен был дать анализ представленным на суде доводам, но вместо этого просто переписал обвинительное заключение. В целом в деле нет ни одного доказательства вины подсудимых по предъявленным им обвинениям»,— считает адвокат. Тем не менее он полагает, что оправдательного решения суда не будет, поскольку в России почти нет практики оправдания подсудимых. «В деле имеется масса грубейших нарушений, которые, думаю, будут исправлены Европейский судом по правам человека»,— считает господин Вахтеров.
Адвокат Армана Сагынбаева Тимур Мифтахутдинов сказал, что пока считает преждевременным комментировать позицию гособвинения. «Мы дадим всему этому оценку, когда защита перейдет к прениям»,— сказал “Ъ” господин Мифтахутдинов.
Прения сторон по уголовному делу продолжатся 13 января.