Жители 60 деревянных общежитий в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа заявляют, что замерзают в собственных домах. При экстремально низких температурах в разваливающихся многоквартирных постройках промерзают водопроводы, а канализация давно вышла из строя. Строения, однако, по сей день не признаны местной администрацией непригодными для проживания.
Из-за попыток людей согреть комнаты обогревателями, а также ветхой электропроводки в домах неоднократно вспыхивали пожары. Впрочем, муниципальные управленцы предпочитают рассматривать возгорания как «провокации» местных жителей, которые стремятся в дальнейшем получить квартиры на правах погорельцев. По прогнозам экспертов, некоторые из общежитий «вряд ли достоят даже до весны». В одном из них полностью разрушились сваи. Железные пруты, на которых стоит дом, начали подкашиваться, угрожая в любую минуту похоронить под руинами около 50 человек. Примечательно, что происходящее в постройках, которые в любой момент могут стать братскими могилами для жильцов, до сих пор не заинтересовало ямальский ОНФ.
Проблема расселения жителей деревянных общежитий коридорного типа в городе Губкинском в ЯНАО приобрела критический характер. В настоящее время люди проживают в 60 домах, срок службы которых давно истек. В условиях Крайнего Севера и экстремально низких температур горожане попросту замерзают в своих комнатах.
«Деревянный фонд Губкинского сейчас составляет 230 домов. Весь второй микрорайон – это общежития со статусом многоквартирных домов. Это порядка 60 построек. Все канализационные сети разрушены, все стоки идут под дом, фекалии плавают, вонь стоит. Водоснабжение подключенных стиральных машин во время морозов перемерзает. В комнатах холодно, щели. Износ у этих домов колоссальный, в них жить опасно: стены расходятся, ветер задувает», – обрисовала ситуацию председатель общественной организации инвалидов и малообеспеченных «Милосердие» Ольга Талалуева, которая создала инициативную группу по решению проблем жителей деревянных общежитий.
По ее словам, в таких постройках проживают и инвалиды, которые на протяжении многих лет не могут добиться переселения. Есть примеры, когда людей с каждым годом все дальше отодвигают в очереди. «Все документы на расселение находятся в округе, проверить, почему так происходит, мы не можем. Порядка мало не только в нашей администрации, но и на региональном уровне», – подчеркнула Ольга Талалуева.
Дополнительный риск заключается в необходимости использования обогревателей из-за холодов. Люди вынуждены подключать потенциально опасное электрооборудование, чтобы, по их словам, «в буквальном смысле пережить зиму». Ветхая проводка при этом не справляется с нагрузкой и плавится. Из-за этого периодически появляется информация о крупных пожарах в деревянном жилфонде.
«В администрации обвиняют людей, что они устраивают провокации с поджогами. При расселении они дают людям выкупную цену. В мэрии высказывались, что люди побегут свои дома поджигать, чтоб деньги получить», – передали жители Губкинского слова местных чиновников.
Население пытается найти альтернативные варианты решения своих проблем. К примеру, жители скандально известного 33-го общежития обратились за помощью к депутату Законодательного собрания региона Виктору Казарину. С декабря 2015 года они добиваются признания саморазрушающегося деревянного дома аварийным и непригодным для проживания. Тогда в Губкинском прошло несколько акций протеста с требованием расселить разваливающееся жилье. Осенью основание под постройкой частично разрушилось, дом начало перекашивать на одну сторону, а по стенам пошли трещины. Председатель думы Губкинского Тамара Полякова добилась выделения 2,5 млн рублей на срочный ремонт обвалившегося угла общежития. Рабочие заварили сломанную металлическую балку, зафиксировав строение, однако менее опасным для жизни оно не стало.
У многих общежитий на текущий момент разваливаются сваи, из-за чего дома складываются в буквальном смысле этого слова. Полы в комнатах идут под серьезным уклоном. Одна из построек, по словам местных активистов, грозит и вовсе стать для жильцов братской могилой.
«У нас есть еще 58-й дом, который, по словам специалистов, даже до весны не достоит. 50 жителей этой общаги реально рискуют своей жизнью. Дом стоит на цементных сваях. Весь цемент обсыпался, остался только толстый металлический прут основания. Дом держится на этих прутах. Сейчас они под тяжестью начинают сгибаться, здание наклоняется. В администрации обещают меры предпринять, надеюсь, что хоть какая-то работа будет сделана, может быть, чиновники все-таки не захотят, чтобы дом людям на головы упал», – рассказала о проблемном строении представительница инициативной группы жителей.
«Правда УрФО» попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию представителей регионального штаба Общероссийского Народного Фронта. Однако в исполкоме сообщили, что придерживаются в работе не инициативного, а заявительного принципа, и проверки проходят только после поступления в штаб жалоб от местных жителей. «К нам обращений по ситуации в Губкинском не поступало», – ограничились комментарием в ямальском штабе ОНФ.
Заместитель главы администрации города Роман Галкин подтвердил, что проблема с ветхими деревянными общежитиями в муниципалитете есть. «Мы работаем над этим», – лаконично отреагировал чиновник, но комментировать ситуацию более подробно отказался, потребовав прислать официальный запрос, предусматривающий ответ в течение 7 дней.