Президент Владимир Путин
, по данным воскресных опросов ВЦИОМа и ФОМа на выходе с участков, уверенно переизбрался на четвертый срок. Самовыдвиженец Путин получил от 74 до 77%, вторым стал кандидат КПРФ Павел Грудинин (11–12%), опередивший лидера ЛДПР Владимира Жириновского (6 и 7%) почти с двукратным преимуществом. 4-е и 5-е места по обоим опросам заняли Ксения Собчак (1,8 и 2,5%) и основатель «Яблока» Григорий Явлинский (0,9 и 1,6%).
По итогам обработки 70% голосов результат Владимира Путина достиг 75,92%. На втором месте – кандидат от КПРФ Павел Грудинин с 12,59%. На третьем - лидер ЛДПР Владимир Жириновский с 6,07%. У Собчак – 1,48%, у остальных – менее одного. Активнее всего голосовали за Путина Кабардино-Балкария - 93,49%, Тыва – 92,19%, Дагестан – 91,11% и Севастополь – 90,31. Наименьшую поддержку президент получил на Дальнем Востоке – в Приморском крае за него голосовали всего 65,3% избирателей и по состоянию на 23.00 это был самый низкий результат. Меньше 70% Путин получил в Хабаровском крае и Амурской области, на Алтае и в Еврейской автономной области. Примечательно, что как раз в этих регионах был наиболее высокий уровень поддержки Грудинина. А больше всего голосов – 27,25% – он набрал в Якутии.
Окончательную явку ЦИК пока не огласил. По сравнению с выборами 2012 г. она в течение всего дня была выше на 3–6%, но до 70% из заветной кремлевской формулы «70 на 70» (70% явки и 70% за Путина), скорее всего, не дотянула.
Высокая явка объясняется тем, что Путин провел сильный финал кампании – начиная от послания и заканчивая активными поездками по стране, встречами с людьми, считает руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. Но главное влияние на избирателей оказала международная обстановка последних месяцев – от ситуации с Олимпиадой до скандала с Великобританией, уверен он: «Произошло резкое усиление восприятия выборов как референдумных и необходимости объединиться вокруг лидера, что сработало как на процент явки, так и на процент кандидата». «Беспрецедентное давление внешнего мира на Россию заставило россиян сомкнуть ряды и объединиться вокруг власти», – согласен политолог Андрей Колядин.
Высокий мобилизационный эффект дала беспрецедентная пропаганда, полагает политолог Андрей Колесников: «Проснулось ощущение гражданского долга, подключилась необходимость исполнить ритуал гражданской ответственности, все это совпало с голосованием за единственного кандидата». Число согнанных административным ресурсом бюджетников превысило показатели 2012 г., продолжает эксперт.
Главная цифра – приговор кандидатам, которые провели бесцветную, бездарную кампанию, считает политолог Александр Кынев: «Героев среди них не было, кампании были организованы чудовищно. Говорить, что кто-то провел хорошую кампанию, а голосов получил меньше, – таких нет. Никого не жалко».
Битва за явку
Уже утром Центризбирком поспешил объявить о самой высокой явке на президентских выборах за последние 18 лет: на 10.00 она составила 16,55%, сообщила председатель ЦИК Элла Памфилова. В 2000 г. она в это время была 6,36%, в 2004 г. – 8,01%, в 2008 г. – 8,94% и в 2012 г. – 6,53%. Почти сразу выяснилось, что ЦИК объявил данные в режиме реального времени по России в целом, а показатели прошлых лет фиксировались по местному времени, а не нарастающим итогом. При такой системе измерения показатели 2018 г. (9,79%) смотрелись куда скромнее – прибавка к 2012 г. составила всего 5,8 процентного пункта.
В течение дня разрыв сократился до 3,5 п. п.: на 18.00 (в ГАС «Выборы» вводят последний замер) явка составила 60,19% против 56,72% в 2012 г. Если учесть, что в 2012 г. за последние два часа общая явка выросла на 8,6%, то ее окончательный показатель мог на сей раз добраться до 68–69%, что близко к 70%, которые собеседники «Ведомостей», близкие к Кремлю, называли желательными.
Самую высокую активность (свыше 80%) на 18.00 проявили избиратели Ямало-Ненецкого округа, Кабардино-Балкарии и Тувы. В Чечне по сравнению с 2012 г. к этому моменту проголосовало на 16 п. п. избирателей меньше, а в Карачаево-Черкесии – на 13 п. п. Зато активный рост явки продемонстрировали регионы, прежде не отличавшиеся ретивостью: председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов к 16 часам отчитался о 40,19% – на 6 п. п. выше, чем в 2012 г. Прирост явки на 10 п. п. и более показали Кабардино-Балкария, Чувашия, Липецкая и Тамбовская области.
По мнению политолога Михаила Виноградова, на рост активности избирателей могло влиять несколько факторов: активизация психологии советского человека с его ответственным отношением к выборам, активизация административного ресурса, рост интереса к кампании за счет местной повестки – во многих регионах параллельно шло обсуждение благоустройства и других важных тем.
Колядин ставит на работу ЦИК, администрации и технологов. Политолог Евгений Минченко насчитал семь составляющих успеха, важнейшие – чистка списков избирателей, корпоративная мобилизация и активная информационная кампания.
Охота к перемене мест
Принуждение к участию в голосовании стало одним из самых распространенных нарушений в этой кампании, говорит сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц. Для общей мобилизации был использован новый механизм голосования по месту пребывания: сотрудников предприятий обязывали прикрепиться поближе к работе и голосовать под наблюдением. Людей и раньше заставляли брать открепительные, но на этот раз такая практика приобрела особый размах – не надо было лично являться за открепительным, объясняет Мельконьянц: «Мы увидели, что в первую очередь выросла именно внутренняя миграция – до 4,5 млн человек откреплялись и прикреплялись в пределах одного региона. Среди участков с большим количеством прикрепившихся фигурируют, как правило, те, что расположены на территории и рядом со студенческими общежитиями, колледжами, крупными предприятиями».
Нет и доказательств того, что новый механизм защищен от фальсификаций. Житель подмосковного Одинцова и член ТИК района Митино от «Яблока» Павел Мельников смог проголосовать дважды: там, куда прикрепился, и на родном участке, где его не вычеркнули из списков. «Решил, что для эксперимента нужно пройти путь полностью», – объяснил он. Мельников полученный результат не скрывал, история быстро разошлась в соцсетях. Зампред ЦИК Николай Булаев пообещал оперативно передать материалы в правоохранительные органы, но не объяснил, как стало возможным повторное голосование, – ранее в ЦИК не раз уверяли, что это исключено. К концу дня в отношении Мельникова был составлен протокол по ч. 2 ст. 5.22 КоАПа (получение бюллетеня более одного раза в ходе одного и того же голосования), и его принудительно доставили в мировой суд.
Привычные нарушения
Памфилова утром пообещала разбирать все жалобы в режиме реального времени: «Мы не позволим, чтобы эта кампания погрязла во лжефальсификациях». Нарушений, по ее словам, было немного и на все существенные ЦИК отреагировал. Мосгоризбирком тоже отчитался, что существенных нарушений не выявил, а сообщения о подвозе избирателей на участки Горбунов объяснил инициативой руководства предприятий, выделивших для этого специальные автобусы.
Основные нарушения, отмеченные наблюдателями в день голосования, оказались традиционными: вбросы бюллетеней, подвоз избирателей, недопуск и удаление наблюдателей с участков, проблемы со списками избирателей. Множество жалоб подали люди, не находившие себя в списках избирателей, говорит Мельконьянц: «Видимо, перестарались с чисткой списков». Например, в Санкт-Петербурге, по словам руководителя сети региональных штабов Ксении Собчак Тимура Валеева, не оказалось ее матери Людмилы Нарусовой. С открепившимися возникла неразбериха, их не вычеркивали из списков, подтвердил секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. А штаб Алексея Навального сообщил о наблюдателях-двойниках, появлявшихся на участках раньше настоящих представителей кандидатов, – такая ситуация была в Краснодарском крае.
На некоторые нарушения ЦИК реагировал показательно жестко. Во Владимирской области сняли с должности председателя УИК, где голосование началось за 10 минут до срока. В подмосковных Люберцах Мособлизбирком подтвердил факт вброса бюллетеней с участием председателя и члена УИК и отстранил их от работы. В Дагестане был заподозрен вброс бюллетеней, сообщил председатель избиркома республики Магомед Дибиров: «В связи с этим два ящика опечатано, но, чтобы не прерывать процесс голосования, мы поставили туда другие».