Как и предполагал “Ъ”, Первая грузовая компания (ПГК), подконтрольная предпринимателю Владимиру Лисину, продает железнодорожному оператору «Трансойл» Геннадия Тимченко 10 тыс. цистерн для перевозки нефтеналивных грузов. Стоимость сделки стороны не раскрывают, но рыночная цена вагонов составляет около $450–500 млн. Сделка обернулась проблемами для конкурентов «Трансойла», но укрепила позиции самого оператора. ПГК по-прежнему остается лидером этого рынка, однако участники говорят об операционных проблемах компании в сфере перевозок нефти и нефтепродуктов.
Совет директоров ОАО «Первая грузовая компания» одобрил сделку по продаже 10 тыс. вагонов-цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов компании «Трансойл» Геннадия Тимченко. Об этом говорится в официальном сообщении ПГК. Стоимость сделки не раскрывается, но ПГК сообщила, что продает цистерны по рыночной цене, «определенной сторонами с учетом отчета независимого оценщика, подготовленного ПМГ». Источник “Ъ”, близкий к сделке, утверждает, что стоимость актива составляет $450–500 млн.
ПГК выгружает цистерныДеньги, полученные от продажи цистерн, ПГК планирует потратить на «приобретение железнодорожных операторов с актуальной грузовой базой в ключевых сегментах рынка и на покупку локомотивов (название этих операторов и планы по развитию перевозочной деятельности в ПГК не раскрывают). Помимо этого в ПГК рассчитывают, что «сделка будет способствовать снижению рисков компании от неиспользования цистерн в среднесрочной перспективе из-за развития магистральных нефтепродуктопроводов (“Юг” и “Север”) и высвобождения цистерн, которые сейчас задействованы в перевозках нефти на ВСТО».
Несмотря на то что «Трансойл» приобретает у ПГК почти шестую часть всех имеющихся у нее цистерн, в компании уверены, что ее рыночное положение не пострадает. ПГК объясняет это тем, что продаваемые цистерны и так находились в аренде у других операторов, включая «Трансойл» и, кроме того, компания собирается отремонтировать и продлить срок службы 5,7 тыс. своих цистерн, которые ранее планировалось списать.
«Подобное объяснение выглядит нелепо и скорее похоже на попытку оправдать сделку с “Трансойлом”: хорошие цистерны проданы, но общее количество парка ПГК существенно не снизится за счет продления жизни самым старым вагонам. Очевидно, что Владимир Лисин и Геннадий Тимченко договорились о ней еще до аукциона по продаже Первой грузовой компании»,— говорит топ-менеджер одной из крупных компаний. В прошлом году ОАО РЖД выставило на аукцион 75% из 100% принадлежавших монополии акций ПГК. Кроме Владимира Лисина на актив претендовали «Нефтетранссервис» и «Трансойл». Хотя на рынке делали ставки на то, что «Трансойл» будет бороться на торгах за ПГК, структурам Владимира Лисина удалось взять актив уже на первом шаге торгов.
«“Трансойл” купил цистерны, которые находились в аренде в том числе и у Транспортно-логистической компании (ТЛК)»,— рассказывает глава компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Это привело к срыву исполнения договоров ТЛК и существенно пошатнуло ее позиции. «Получается, что “Трансойл” увеличил свой парк, одновременно убрав своего конкурента»,— рассуждает эксперт. Официально в компании Геннадия Тимченко заявляют о том, что сделка позволила увеличить количество собственного парка на 70% — до 25 тыс. вагонов. Всего в управлении «Трансойла» на конец первого полугодия находилось 28,5 тыс. цистерн. Парк ПГК до сделки составлял 190 тыс. вагонов, включая 66 тыс. цистерн.
Собеседники “Ъ” на рынке отмечают, что ПГК, оставаясь лидером по количеству парка для перевозки нефти и нефтепродуктов, ухудшила качественные показатели своего парка и испытывает операционные сложности с его эксплуатацией. В частности, собеседники “Ъ” отмечают, что оставшиеся у ПГК цистерны эксплуатируются уже более 20 лет. Кроме того, из компании ушла существенная часть менеджмента, которая отвечала в центральном и региональных офисах ПГК за сектор нефтяных перевозок.