Оператор МТС сообщил, что подал иск в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) при Всемирном банке против Туркменистана. Причиной стало то, что дочерняя компания МТС – «МТС Туркменистан» – была вынуждена приостановить деятельность в этой стране.
«Дочка» МТС перестала работать в Туркменистане в сентябре 2017 г. «в связи с действиями правительства» страны, включая министерство связи и другие организации и компании, подконтрольные государству, говорится в сообщении МТС.
Оператор считает, что Туркменистан нарушил его права как иностранного инвестора, закрепленные в соглашении с правительством России, что «в итоге привело к полной экспроприации инвестиций МТС в Туркменистане». «Общие убытки МТС, вызванные нарушением прав компании по соглашению, еще не определены окончательно, однако предварительно оцениваются как минимум в $750 млн», – заявила компания.
Договор Туркменистана с Россией предусматривает, что российским инвесторам в стране предоставляются недискриминационные условия для ведения бизнеса (например, их не ограничивают по сравнению с швейцарскими или любыми другими иностранными инвесторами), объясняет партнер Nektorov, Saveliev & Partners Илья Рачков. Кроме того, соглашение гарантирует, что экспроприация имущества инвесторов возможна только в публичных интересах, с соблюдением «должной процедуры», а если она вдруг произойдет, то правительство страны обязуется гарантировать быструю и эффективную компенсацию, адекватную рыночной стоимости актива, указывает юрист. В случае если компания считает, что какое-то из этих положений нарушено, она может обратиться в арбитраж и потребовать от правительства страны возмещения потерянных инвестиций и упущенной выгоды, указывает Рачков.
Оператор отметил, что он пытался урегулировать спор путем переговоров. «К сожалению, разногласия не были урегулированы, в связи с чем МТС инициирует судебное разбирательство в МЦУИС для защиты своих законных прав и инвестиций в Туркменистане», – резюмировала компания.
МТС пришла в Туркменистан в 2005 г., купив за $46,7 млн местного оператора Barash Communications Technologies Inc. (BCTI). Тогда же она заключила договор с местным министерством связи, по условиям которого BCTI должна была ежегодно перечислять в бюджет республики помимо налогов 20% чистой прибыли.
В 2010 г. «МТС Туркменистан» на два года прекратила работу в стране из-за истечения срока действия этого договора. Остановка бизнеса привела к обесценению актива в Туркменистане, пришла к выводу компания, списав за IV квартал 2010 г. убытки в размере $137,8 млн. Чтобы возобновить работу в республике, МТС обращалась в Международный арбитражный суд при Международной торговой палате в Женеве и в Арбитражный суд Туркмении, а основной владелец АФК «Система» (контролирует МТС) Владимир Евтушенков лично встречался с президентом страны Гурбангулы Бердымухаммедовым, чтобы договориться о продолжении работы компании. Урегулировать взаимные претензии МТС и «Туркментелеком» удалось только в 2012 г. Компании подписали новый договор сроком действия пять лет, он предусматривал, что «МТС Туркменистан» ежемесячно будет отчислять 30% чистой прибыли в пользу «Туркментелекома».
Однако в сентябре 2017 г. «МТС Туркменистан» снова прекратила оказывать услуги абонентам. Оператор объяснял это тем, государственная компания электросвязи «Туркментелеком» отключила МТС услуги международной и междугородней зоновой связи и услуги доступа в интернет. При этом лицензия на оказание услуг связи в Туркменистане у МТС действовала до 26 июля 2018 г., подчеркивал российский оператор. По данным самой компании, в Туркменистане на тот момент у нее было 1,7 млн абонентов. Агентство «Фергана» в июне 2018 г. со ссылкой на объявления компании на сайте сообщало, что «МТС Туркменистан» начала распродажу имущества. В частности, компания продавала трансформаторные подстанции.
МТС ранее уже обращалась в МЦУИС, чтобы добиться компенсации от правительства Узбекистана. Эта республика в 2012 г. отозвала лицензию у узбекской «дочки» МТС «Уздунробита» и предъявила ей претензии в размере $600 млн. Саму «Уздунробиту» Узбекистан признал банкротом, а ее активы переданы на хранение «Узбектелекому» без права эксплуатации. МТС и Узбекистан урегулировали спор только в 2014 г. По условиям мирового соглашения имущество компании было передано в совместное предприятие Universal Mobile Systems (UMS), в котором российский оператор получил 50,01%. Оставшуюся долю получил ГУП «Центр радиосвязи, радиовещания и телевидения» при госкомитете связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Узбекистана.
Сам иск МТС в базе Международного центра по урегулированию инвестиционных споров корреспонденту «Ведомостей» обнаружить не удалось. Все заявки на рассмотрение арбитражных споров первоначально изучаются генеральным секретарем организации и только после того, как он примет решение зарегистрировать дело, оно появляется в базе, объяснил «Ведомостям» представитель МЦУИС Дэймон Вис-Данбар.