Как выяснили «Известия», исполнительный директор "Фонда борьбы с коррупцией" Владимир Ашурков, который в настоящее время находится в Великобритании, подал в июле этого года заявление в местное министерство внутренних дел с просьбой предоставить ему политическое убежище, мотивировав его политическим преследованием в России. Вместе с ним в Англии с мая 2014 года находятся гражданская жена Александрина Маркво, ее дочь - Ариадна Сенаторова, а их общий с Ашурковым сын Николай, который родился уже в Великобритании. Сам бывший топ-менеджер "Альфа-Групп" в июле был объявлен в федеральный розыск по делу о мошенничестве, связанному с хищением средств собранных во время избирательной кампании на пост мэра г. Москвы его соратника Алексея Навального.
По информации издания, Владимир Ашурков прилетел в Англию с Александриной Маркво, которая к тому времени ждала ребенка, и ее дочерью от первого брака — Ариадной Сенаторовой.
— Сын Ашуркова и Маркво родился уже в Англии. Есть основания полагать, что это было сделано специально для облегчения получения убежища на территории страны, — сообщил «Известиям» источник из окружения Ашуркова.
После рождения в середине мая сына Николая Владимир Ашурков вместе с Александриной Маркво и детьми через два месяца подали документы в пограничную службу Великобритании и министерство внутренних дел на получение политического убежища.
В распоряжении «Известий» также имеются документы, подтверждающие, что Ашуркову, Марков и их детям были выданы регистрационные карточки, которые дают право проживать на территории Англии, пока не будет принято решение о предоставлении политического убежища или в отказе в нем.
Как рассказал собеседник «Известий», Ашурков со своей семьей проживает в настоящее время в одном из самых престижных районов Лондона.
В марте этого года полиция выяснила, что нигде не работающий борец с коррупцией снимает апартаменты в центре Москвы за 1 млн рублей в месяц. Причем снимает их у находящегося в международном розыске Юлия Калоева. По данным следствия, Калоев подозревается в хищении у Сбербанка 760 млн рублей.
В анкете, предоставленной в Министерство внутренних дел Великобритании Ашурков объясняя причину своей просьбы в убежище заявляет, что он "участвовал в оппозиционной политической деятельности на протяжении многих лет" и теперь боится пыток и преследования.
- Оппозиционные политики часто подвергаются репрессиям. Во время моего нахождения в Великобритании следственными органами РФ было открыто уголовное дело. Если я вернусь, меня ждет арест, содержание в нечеловеческих условиях, пытки и несправедливый суд.
В анкете также Ашурков признается, что был обвинен в России в присвоении избирательных фондов - уголовное дело было открыто 23 мая, а обвинение предъявленно в первой половине июня.
Не дожидаясь предъявления обвинения Ашурков еще в начале апреля улетел в Израиль, а 24 апреля прилетел в Великобританию, куда позже прилетела его гражданская супруга с детьми.
- Я не буду разговаривать с вашей газетой, - заявил Ашурков, на вопрос прокомментировать подачу заявления в МВД Великобритании на политическое убежище.
Ранее сообщалось, что стремительный отъезд исполнительного директора Фонда по борьбе с коррупцией за границу вызвал возмущение в рядах оппозиционеров. Так, коллеги Ашуркова заявляли, что он сбежал за границу, присвоив себе чужие деньги. Как сообщало СКР, в июле 2013 года, когда Алексей Навальный был зарегистрированным кандидатом на выборах мэра Москвы, его ближайшие соратники Константин Янкаускас, Николай Ляскин и Владимир Ашурков перечислили по 1 млн рублей на его избирательный счет. Чтобы возместить эти средства, трое соратников Навального попросили пользователей интернета переводить деньги на их электронные кошельки. В результате они получили более 10 млн рублей, которые перечислили в том числе и анонимные пользователи из России, а также с зарубежных IP-адресов.
Следствие считает, что что Янкаускас, Ляскин и Ашурков похитили собранные средства, несмотря на то что заявляли о сборе денег на политическую деятельность Навального. 30 июля 2014 года Ашурков был объявлен в федеральный розыск.
- Разумеется, Ашурков сейчас пытается получить политическое убежище в Великобритании, и вполне возможно, что получит его, однако, позицию проекта Навального в целом дискредитирует такое поведение одного из ее лидеров. Создается такая картина, что раз Ашурков сбежал в один из пиковых моментов политической борьбы, то ее результат его не волнует, - считает президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. - Это серьезный удар для Навального. Самому же Ашуркову в дальнейшем не так просто будет вообще вернуться в политику, на фоне действий Запада в отношении России.
Проректор РЭУ им. Плеханова и директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что на сегодня имеется большая вероятность того, что российские правоохранительные органы в ближайшее время объявят Владимира Ашуркова в международный розыск.
- Но, крайне мала вероятность того, что Великобритания его выдаст. Во-первых, на протяжении последних двухсот лет эта страна считается одним из основных мест для прибежища разного рода политических диссидентов, а во-вторых, она сейчас является участником информационной и экономической войны, которую Вашингтон объявил России. И если Ашурков один из людей, которые работают на их стороне, то, конечно, они не станут выдавать своего сотрудника, - думает Марков.
Как показывает практика, по запросам, связанным с политиками и крупными бизнесменами, Россия чаще всего получала от Лондона отказ в экстрадиции. Так, в 2006 году британский суд отклонил требование российских властей об экстрадиции из Великобритании предпринимателя Бориса Березовского. Как заявили тогда судьи, Березовский не может быть выдан, так как попросил в Великобритании политического убежища и таким образом находится под защитой Женевских конвенций. В России же беглый олигарх проходил по уголовным статьям. В 2003 году лондонский суд принял решение не выдавать России Ахмеда Закаева, обвиняемого в терроризме, убийствах и захвате заложников. В 2013 году банкир Андрей Бородин, обвиняемый в России в милиллиардных хищениях, получил от властей Великобритании статус политического беженца.