Иван Таврин выводит на IPO зарегистрированную на Британских Виргинских островах лишь в ноябре 2017 г. компанию Kismet Acquisition Limited. У нее нет активов, она не ведет операционной деятельности, следует из проспекта эмиссии, с которым ознакомились «Ведомости». Тем не менее Таврин уже начал road show и рассчитывает в феврале провести размещение на Лондонской фондовой бирже. Организуют его «Сбербанк СIB» и Morgan Stanley, рассказали «Ведомостям» три человека, знакомых с планами бизнесмена.
Таким образом Kismet Acquisition станет первой Special Purpose Acquisition Company (SPAC) с российским участием, подчеркивает в своих материалах Morgan Stanley. Размещение таких компаний – особый вид IPO, при котором 100% акций SPAC размещаются по фиксированной цене. Учредители компании обязуются вложить привлеченные средства в крупный непубличный актив, поиск которого должен начаться только после размещения. Причем он не должен быть связан с учредителями компании. Круг потенциальных активов перед таким IPO очерчивается рамочно. В случае с Тавриным это компании, развивающие инфраструктуру для операторов связи, сами операторы, интернет-компании в сфере контента и услуг, говорится в проспекте эмиссии. Если в течение двух лет приобретение не состоялось, SPAC возвращает деньги инвесторам. Непубличным компаниям такая схема дает доступ не только к деньгам, но и на публичный рынок, по сути обеспечивая им эффективную альтернативу классическому IPO, объясняет инвестбанкир, близкий к организаторам размещения.
Таврин намерен привлечь до $200 млн, следует из материалов Morgan Stanley. В них указано, что Таврин может как спонсор сам вложить в Kismet Acquisition около $20 млн. Это нужно, чтобы синхронизировать интересы с инвесторами, объясняет человек, знакомый с организаторами IPO. В совет директоров Kismet Acquisition входят Иван Таврин и три независимых директора, следует из проспекта эмиссии. По вопросам, которые могут затронуть интересы инвесторов, требуется решение большинства независимых директоров. Но даже при положительном решении по приобретению актива у инвесторов остается право предъявить акции к погашению и вернуть инвестиции.
По сути, Таврин размещает на бирже самого себя: свой опыт, знания и компетенции, говорит человек, знакомый с организаторами IPO. Сам Таврин отказался от комментариев.
В общем объеме средств, привлеченных на IPO, доля SPAC невелика. По данным компании Dealogic, в 2016 г. SPAC привлекли $4 млрд, тогда как все публичные размещения акций принесли $126,1 млрд. В 2015 г. это соотношение составляло $5,3 млрд к $189 млрд. По данным биржи NASDAQ (крупнейшей площадки, где проводятся IPO SPAC), с 2011 г. по август 2017 г. таких размещений было 90.
SPAC распространены в США, в других странах они проводятся реже, а в России их и вовсе нет, рассказывает партнер одного из российских инвестфондов. В первую очередь потому, что SPAC основан на доверии инвесторов к организаторам проекта, которые, по сути, привлекают средства под несостоявшиеся сделки, объясняет он. В России с доверием проблемы, сетует собеседник «Ведомостей».
SPAC – форма фандрайзинга, привлечения средств под сделки, которые не только не состоялись, но даже не запланированы, объясняет управляющий партнер UFG Private Equity Артур Акопьян. В России такая форма привлечения финансирования не распространена – SPAC жизнеспособны только при полном доверии инвесторов к организаторам проекта и признании их авторитета, говорит он.