Владелец Jack Daniel`s наехал на Московскую пивоваренную компанию

Источник
Производитель крепких напитков со 150-летней историей хочет добиться отмены правовой охраны товарного знака Max & Jack&s.
В компании, заявившей о своем уходе из России еще в марте, уверены: пользователи ассоциируют знаменитый виски с именем «Джек», и у этого напитка не должно быть «клонов». Как продвигается спор сторон — в материале «Компании».

«Просто Джек»

Производитель спиртных напитков Brown-Forman из США (виски Jack Daniel's и водка Finlandia) задумал добиться отмены правовой охраны товарного знака Max & Jack's со стороны кипрской «Премьер Бевереджис Пи.Би.». В России под таким брендом алколимонады (hard lemonade) выпускает Московская пивоваренная компания (пиво «Жигули» и «Хамовники»).

В ноябре «дочка» Brown-Forman направила иск в Суд по интеллектуальным правам, узнал РБК. Компания требует отменить вынесенное 12 августа решение Роспатента, отказавшего Jack Daniel's Properties в отмене правовой охраны товарного знака. Сам товарный знак был зарегистрирован еще четыре года назад, в декабре 2018-го.

В Brown-Forman убеждены в неправомерности использования «имени Джека» другими компаниями. В свое время пользователи привыкали к Jack Daniel's благодаря ассоциации с «мистером» и «дядей Джеком». Речь идет о Джеке Дэниеле, американском бизнесмене, производителе и создателе самого популярного бренда виски в Штатах.

Еще один из аргументов собственника интеллектуальных прав заключается в том, что потребители не проговаривают название виски «Jack Daniel's» вслух. В разговорах напиток называют просто «Джеком», и говорят «выпьем Джека с имбирем» или «Джека с Coca-Cola», утверждают они. Частицу «Jack» в названии здесь определяют как «доминирующий элемент».

В компании полагают, что схожесть названия помогает МПК в продвижении напитка. Это нарушает норму ст. 1483 Гражданского кодекса, которая касается введения потребителей в заблуждение, утверждает истец.

Разный сегмент

В России алкогольные лимонады под маркой Max & Jack's производит один из акционеров МПК, «Премьер Бевереджис Пи.Би.». В марте 2021-го, презентуя MAX & JACK’S, в МПК заявляли о появлении в России новой категории напитков — «hard lemonade» (алкогольные лимонады), завоевавших «огромную популярность у потребителей в США и Европе».

В отечественной компании утверждают — компания не претендует на сходство с Jack Daniel's (в оформлении его действительно не прослеживается — прим. ред.). Сегменты производства тоже разные: в МПК производят только легкий алкоголь, говорится в обосновании, предоставленном Роспатенту. Возможно, с целью подкрепления последнего аргумента в июле 2022-го собственник товарного знака исключил из перечня товаров, нуждающихся в охране бренда Max & Jack's, крепкие напитки.

В Роспатенте, который ранее отказал американской компании в удовлетворении иска, указали на то, что фонетически названия отличаются. Совсем по-разному выглядит и дизайнерское оформление брендов, подчеркнули здесь.

При этом, по мнению управляющего партнера Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина, с точки зрения закона перспективы у спора по иску Jack Daniel's Properties Inc. все-таки присутствуют. Роспатент не стал спорить с тем, что обозначение «Jack» имеет правовую охрану, но не увидел при этом достаточной схожести с «Мах & Jack's», напоминает он. Эксперт видит в таком подходе некоторое противоречие.

На первый взгляд позиция Роспатента выглядит обоснованной, считает Анастасия Дудко, старший юрист BGP Litigation Обозначения не похожи между собой, и вряд ли потребитель может спутать данные напитки.

Что касается ноябрьского иска, то его, по данным портала Pravo.ru, оставили без движения на месяц. Причиной стал тот факт, что представитель истца «не подтвердил свою юридическую квалификацию».