Основатель некогда крупнейшего автохолдинга Пермского края Сергей Шаклеин лишился не только своего главного детища – «Уралавтоимпорта», но и постепенно теряет все имущество, вплоть до недвижимости в Испании, заблаговременно переписанной на сына. Проблемы предпринимателя начались при губернаторстве Виктора Басаргина, ныне главы Ространснадзора, и с тех пор только нарастают.
Имущество бывшего владельца автомобильного холдинга «Уралавтоимпорт» Сергея Шаклеина выставлено на продажу. Речь идет о 51-процентной доле в ООО «Урал Моторс-Премиум» и ровно о половине ООО «Охотничье хозяйство “Красный Яр”». Решение об этом принял назначенный судом финансовый управляющий должника Илья Зуйкин.
Начальная цена первого лота составляет 1,1 миллиона рублей, второго – 9,9 миллионов. Торги назначены на 18 января наступающего года.
Согласно данным базы «Федресурс», это первая попытка реализовать имущество Шаклеина.
Об «Урал Моторс-Премиум» известно, что ранее оно выступало дилером Land Rover, а его совладельцем по данным СПАРК является Анна Дегтерева. Охотохозяйство «Красный Яр» находится в Кишертском районе Пермского края, и наполовину принадлежит Валерию Гараеву, владельцу курорта «Усть-Качка». В отношении обоих предприятий указывается, что они находятся в состоянии банкротства.
При этом СПАРК указывает и другие организации, где Шаклеин является совладельцем доли, как правило, около 50% – ООО «Энерджи моторс», ООО «Скай моторс», ООО «Авторитейл Групп», ООО «Авто Республика». В отношении всех их говорится о высокой рискованности, однако они также могут быть выставлены на продажу для покрытия долгов бывшего владельца «Уралавтоимпорта».
Слишком многим поручился
«Уралавтоимпорт» был старейшим, и на определенном этапе, крупнейшим автомобильным холдингом в Пермском крае. Он начал свою деятельность еще в 1993 году, и четыре года спустя не просто стал официальным дилером Mitsubishi Motors, но и открыл здесь автосалона, отвечающего всем требованиям корпоративных стандартов мирового бренда. Также компания сотрудничала с такими марками, как Skoda, Land Rover, Jaguar, Citroen – всего более десятка брендов.
Проблемы холдинга начались в 2016 году, когда у него возникли трудности с обслуживанием кредитов, прежде всего основного, от Сбербанка. Кредитор обратился в суд с требованием признать несостоятельными несколько ООО, входящих в состав автогиганта. Фактически холдинг прекратил существование в 2018 году, когда последний бренд – Citroen, – отказался работать с последней остававшейся на плаву компанией группы – «Авеню Моторс».
Сам Сергей Шаклеин был признан банкротом решением арбитражного суда Пермского края в 2018 году. Заявление против него годом ранее подал местный банк «Уральский финансовый дом» из-за задолженности в размере 107,7 миллиона рублей. Претензии были связаны с тем, что эта финансовая организация выдала в 2014-15 годах несколько кредитов ныне выставленной на продажу ООО «Урал Моторс-Премиум», которая входила в состав «Уралавтоимпорта», а Сергей Шаклеин выступил поручителем по этому займу.
Позднее число кредиторов, вступивших в дело в качестве истцов, расширилось до десятка, в числе которых Сбербанк, ЗАО «Гостиница «Полет» и «некто» Денис Сергеевич Шаклеин.
Согласно картотеке арбитражных дел, ответчик неоднократно пытался опротестовать принятое решение в апелляционной и кассационной инстанциях, но успеха не имел. В результате арбитражный суд в начале декабря выдал определение о реализации имущества должника.
Испания становится дальше
В 2011 году Сергей Шаклеин вошел в список 100 самых богатых людей Прикамья. Не скрывалось, что предприниматель на тот момент недавно купил себе Aston Martin DB9, а кроме того владеет виллой в Испании, новым катером и жеребцами.
Такой статус давал ему возможность налаживать неформальные связи с управленческой элитой, а губернатором Пермского края на тот момент был, напомним, Олег Чиркунов. Проблемы у холдинга и его владельца начались при следующем главе региона Виктор Басаргине, чей интерес к автомобильной тематике подтверждается хотя бы тем, что последний сегодня руководит Ространснадзором. Начавшийся тогда передел авторынка в Пермском крае не остановило даже увольнение Басаргина в 2017 году – процесс уже был запущен.
Похоже, Шаклеин заблаговременно предвидел возможность неблагоприятного развития событий, и потому еще в 2011 году перерегистрировал испанскую виллу на своего сына Юрия. В 2020 году один из кредиторов – АО «Управляющая компания «Агидель», – подал иск о признании соответствующего договора недействительным и передаче зарубежной недвижимости в конкурсную массу. Разбирательство длилось три года, и лишь в нынешнем декабре арбитражный суд Пермского края принял решение – обращение удовлетворить частично, взыскав с Юрия Шаклеина в конкурсную массу его отца дополнительно 6,6 миллиона рублей.
Откуда деньги
Впрочем, есть сомнения, что своим богатством и заграничной собственностью Шаклеин обязан только собственному таланту по перепродаже автомобилей. Здесь стоит вернуться к упомянутому выше совладельцу охотохозяйства «Красный Яр» Валерию Гараеву. Согласно данным СПАРК, он указан бывшим совладельцем либо директором порядка десятка юрлиц.
Отдельный интерес представляет компания созданная в 1994 году «Дата-Юнион», основателем которой называли известного пермского рейдера Владислава Шинкевича. В 2002 году Владислав Гараев стал работать вместе с этой организацией, начав скупку местных птицефабрик. Следующим на очереди сталь отельный бизнес, над которым партнеры также стали устанавливать свой контроль – так появилась сеть Amaks. Помимо того Гараев имел свои строительные проекты через пермского застройщика ПМД.
А кроме того, Сергей Шаклеин и Валерий Гараев были давними друзьями, и потому именно к своему товарищу «Уралавтоимпорта» обратился в 2016 году, когда столкнулся с финансовой проблемой. Теневой предприниматель с сомнительным прошлым выдал тогда кредит на 86 миллионов рублей под залог автосалона Land Rover в Пермском районе. В 2018 году холдинг не смог вернуть средства, а Валерий Гараев добился реализации имущества на торгах — автосалон успешно выкупил автохолдинг «Сатурн-Р», а бизнесмен вернул свои деньги.
Таким образом, время развеяло миф об успешном предпринимателе, построившем автобизнес с нуля, и подтвердила слова Остапа Бендера о том, что большие деньги можно только украсть. Скупить недвижимость за границей за сомнительные деньги оказалось мало – ее еще нужно удержать. И даже люди, фигурирующие в списках главных богачей, владеющие крупнейшими холдингами, покупающие виллы за границей и вхожие в элитные кабинеты могут в один момент потерять все в ходе очередного передела собственности.