Как передает корреспондент The Moscow Post, расширение госпрограммы высокозатратных нозологий (ВЗН) на пять новых препаратов рискует оставить не у дел ее крупнейшего оператора - "Фармстандарт" Виктора Харитонина.
Всего за год сумма контрактов "Фармстандарта" снизилась с 21,2 млрд рублей до 13.1 млрд рублей, то есть на на 78%. В то же время один из основных конкурента Харитонина в этом бизнесе - бывший сенатор Совета Федерации Борис Шпигель и его "Биотэк" смогли нарастить объем выигранных тендеров более чем на 100%.
Ранее "Биотэк" Шпигеля поставлял новые для программы ВНЗ в регионы нашей страны. Резкое снижение доли "Фармстандарта" Харитонина на фоне резкого взлета "Биотэека" может свидетельствовать об аппаратной победе Шпигеля в Минздраве и общем усилении его позиций в "аптечном лобби".
Всего за 2019 год ГК "Биотэк" заключила контрактов на 7,8 млрд рублей - это порядка 254% больше, чем годом ранее. Другой конкурент Харитонина по ВНЗ - дистрибутор "Фармимэкс" предпринимателя Александра Апазова нарастил объем контрактов на 162% до 7,6 млрд рублей.
Фармабанка с пауками
Злые языки утверждают, что ослабление позиций Харитонина будет продолжаться, а новая ситуация на рынке - результат многолетней борьбы "фармолигарха" Бориса Шпигеля и его клиентелы за "благосклонность" чиновников, отвечающих за поставку фармацевтических препаратов.
Якобы, "повелитель" Арбидола Виктор Харитонин был так успокоен приписываемым ему покровительством вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, что расслабился и просто "прошляпил" работу Шпигеля, который смог пролоббировать расширение госпрограммы ВЗН на "свои" препараты.
При этом замена шила на мыло - структур Харитонина на Шпигеля - мало что изменит для отечественных потребителей. Государство все также будет закупать сомнительные лекарства по явно завышенным ценам: просто один олигарх от фармакологии "обскакал" другого.
Да и какой! Борис Шпигель, фигура сколь известная, столь и скандальная. Несмотря на многочисленные проблемы, Шпигель год за годом умудряется получать миллиардные контракты.
По слухам, благодаря лояльным чиновникам министерства здравоохранения, подкручивающим технические задания по закупкам препаратов под конторы бывшего сенатора.
У одного только его "Биотэка" в портфеле свыше 74 млрд государственных рублей. При этом из них 42 млрд рублей - именно по тендерам Министерства здравоохранения. Причину такой горячей "любви" ведомства к Шпигелю давно пора проверить правоохранительным органам.
Еще интересней может быть налоговикам: при таких колоссальных заказах рыночная стоимость ГК "Биотэк" Шпигеля не превышает ноль рублей. Почему при выручке в 11 млрд рублей за 2017 год это ни у кого не вызывает вопросов?
Похоже, у "фармолигарха" есть странности не только в ГК "Биотэк", но и в других причастных к этой конторе структурах. Например, структура-соучредитель этой группы компаний, АО "МФПДК "Биотэк" в отличии от ГК "Биотэк" имееТ Плюсовую стоимость активов при убытке в 13 млн рублей по итогам 2018 года.
Это может свидетельствовать о том, что через эти структуры выводятся деньги: почему же это не озадачивает чиновников, признающих ГК "Биотэек" Шпигеля победителем по контрактам на десятки миллиардов рублей?
Примечательно, что сама ГК "Биотэк" является учредителем сразу семи организаций, из которых пять коммерческих. Четыре из этих коммерческих структур неожиданно оказались в стадии ликвидации. Почему то в финансовых отчетах практически у каждой из них - нули.
Еще одна - ООО "Биодез" вообще непонятно, чем занимается. У компании, в отличие от ГК "Биотэк" не обнаружено каких-то крупных госконтрактов. При этом выручка организации при нулевой стоимости активов в 2016 году составила 30 млн рублей.
В общем, к текущей деятельности Шпигеля очень много вопросов, но они меркнут на фоне уже прошедших скандалов с его участием.
До сих пор игроки фармацевтического рынка обсуждают ситуацию с израильской компанией Teva. Последняя в 2016 году была вынуждена заплатить крупный штраф в 520 млн долларов за взятки, в том числе в России.
Американский Минюст установил, что Teva и ее дочки давали крупные взятки, в том числе в РФ, за разрешение на продажу лекарств и госзаказы - в частности, в рамках госпрограммы закупок лекарств "7 нозологий". Конкретней - речь шла о поставках препарата "Копаксон". Об этом писало издание "Ведомости".
Дело в том, что основным партнером Teva в России по его поставкам был никто иной, как Борис Шпигель и его ГК "Биотэк". Несмотря на то, что имя бывшего сенатора в связи со штрафом Teva не звучало, местные наблюдатели, знакомые с ситуацией, очень быстро сложили "два плюс два".
Вообще Шпигеля с Израилем, поговаривают, многое связывают. Якобы, не только его руководство в прошлом группой по сотрудничеству Совета Федерации с Кнессетом Израиля. По слухам, у него самого и всей его семьи давно израильские паспорта.
Известно, что израильская Teva платила "Биотэку" бонусы. Однако тогда Шпигель утверждал, что скидка юридическим лицам, записанная в договоре и с которой уплачены налоги, не может быть взяткой физическому лицу.
Еще одна "уловка" - не раз подчеркивалось, что Шпигель, будучи сенатором Совета Федерации, с 2003 года перестал быть акционером ГК "Биотэк" и якобы вообще не вмешивался в ее оперативное управление.
Но и тогда, и сегодня ГК "Биотэк", да и кое-какие другие структуры (тоже ООО "Биодез") записаны на его супругу Елену Шпигель. Кто может утверждать, что Шпигель не мог иметь отношения к взяткам и победам Teva на гостендерах?
Сразу же после появления информации о махинациях Teva министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова поручила своим подчиненным обратиться в Генпрокуратуру для проверки сведений о подкупе российских чиновников фармацевтической компанией. Как несложно догадаться, все закончилось "пшиком".
Любопытно, что еще в 2013 году Шпигель пытался поиметь денег со своих "партнеров" - или, по крайней мере, партнеров компании своей жены. Тогда "Биотэк" обратился в Арбитражный суд Москвы с иском о взыскании с Teva и ООО "Тева" более 408 млн. рублей за упущенную выгоду в результате отказа от участия в аукционе.
Суть претензий заключалась в том, что "Тева" неожиданно отказалась от поставок "Копаксон" (того самого) компании Шпигеля и решила отправить на аукцион Минздрава собственную дочку. В итоге "Биотэк", что называется, "пролетел" мимо тендера.
Злые языки утверждают, что именно с этого момента в Teva решили поумерить пыл в якобы имевшем место выстраивании конструктивных отношений с российскими высокопоставленными чиновниками и предпринимателями от фармацевтической отрасли.
Спустя годы на фармрынке России те же лица и аффилированные с ними компании наживаются на госзаказах и продолжают получать многомиллиардные контракты, вытесняя таких же "конкурентов" с подвязками в правительстве. В то же время миллионы россиян буквально работают на лекарства.