"Вертолеты России" потеряли афганское небо

Источник
Американцы заявили об отправке вертолетов российского производства в утиль.
Пентагон устал ждать окончание «возни в сервисной песочнице», которую устроили американская компания ARMA, представленная в России Виктором Токаренко (ООО «Инвестиционная группа С.А. и К.), АО «Вертолеты России», АО «Рособоронэкспорт» и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС РФ) и принял решение о замене вертолетов российского производства на американские UH-60 Black Hawks.

Когда вертолеты не летают…

Эта возня с организацией капитального ремонта вертолетов отечественного производства, используемых ВС Афганистана продолжается уже не один год. Но, несмотря на бравые заявления руководителей «Вертолетов России» о якобы имеющем место сотрудничестве с американцами, на деле, похоже, ничего не происходит. Генерал армии Джон Николсон (Army Gen. John Nicholson) в докладе сенатской комиссии США отметил, что: «…мы хотим получить эти вертолеты (UH-60 Black Hawks ред.) и экипажи на поле битвы как можно скорее». Такая спешка вызвана критическим состоянием афганского вертолетного парка, обусловленного полным отсутствием нормального механизма поддержки летной годности.

Именно по этой причине американский генерал ранее уже заявлял сенатской комиссии, что: «афганская война в «тупике» и Black Hawks необходимы, чтобы «выйти из тупика».
Вместе с тем, американская сторона отмечает, что вертолеты российского производства обладают уникальными характеристиками позволяющими решать весь спектр боевых и транспортных задач в Афганистане, но техническое состояние парка и неспособность российской стороны обеспечить поддержку летной годности, толкает американцев к его полной замене. Информационный ресурс DEFENSETECH считает, что отказ России обеспечивать летную годность ранее поставленных вертолетов может быть обусловлен тем, что США прекратили закупку дальнейших партий вертолетов.

В американской оценке событий можно усомниться, тем более, что такая трактовка причины отказа в поддержке летной годности может быть тождественна понятию «шантаж». Вероятно все значительно проще и описывается емким словом – «бардак». Странности торгово-посреднического холдинга «Вертолеты России» в вопросах налаживания качественного сервиса вертолетов российского производства известны давно. Да и сами руководители этой специфической организации скорее всего понимают это, потому в их среде гуляют обещания о создании системы сервиса не в прошедшем или настоящем, а в будущем времени уже на протяжении десятка лет. Но, как говорится, «а воз и ныне там». Американцы только констатировали факт, столкнувшись с большими проблемами по обеспечению эксплуатации вертолетов российского производства. А это очень плохой пример для других потенциальных покупателей российских вертолетов.

Вертушки одноразового использования

Год назад, еще будучи гендиректором вертолетного холдинга, Александр Михеев сообщал, по сути, что торговля вертушками идет из рук вон плохо. Говорилось и о критической ситуации с загрузкой мощностей ведущих российских вертолетостроительных заводов. Несмотря на бравые заявление нового руководителя холдинга Андрея Богинского, экспорт вертолетов по всей видимости продолжает снижаться. Загрузку предприятий пытаются обеспечивать посредствам формирования внутреннего заказа и через различные лизинговые схемы.

Сокращение же поставок наших вертолетов на экспорт, говорит о том, что участники глобального рынка, столкнувшись с проблемами поддержания летной годности, начали переосмысливать свои планы. Так уж случилось, что первыми об этом заявили американцы… И не только заявили, но и приняли знаковое решение избавиться от вертолетов российского производства. Планируя за четыре года поставить в Афганистан до 159 отремонтированных UH-60A Black Hawks с целью заменить проблемный парк российских транспортных вертолетов Ми-17.

Подобная ситуация вызвана тем, что в холдинге забыли один из основных принципов торговли: «клиент всегда прав» и как мне кажется уже более десяти лет они пытаются «воспитывать» своих клиентов в духе командно-торговой и неповоротливой российской действительности, а результат один – провал…

И действительно, кому нужны нелетающие вертолеты, даже если они очень хорошие?! Похоже, что желающих иметь такие вертолеты становится все меньше и меньше.
Когда эксплуатант (военный или гражданский, это неважно) принимает решение о покупке вертолета, он должен руководствоваться не только красотой формы и изначальными сравнительными параметрами, но и практикой эксплуатации. А она, если верить американцам, у вертолетов российского производства, мягко говоря, не очень.

Новый вертолет типа Ми-17 без проблем можно эксплуатировать первые 9 лет в рамках 2000 летных часов (так называемый первый межремонтный ресурс). Наши вертолеты действительно отработанные и надежные, поэтому, как правило, в первый межремонтный срок эксплуатации жалоб на технику не поступает. Но потом эксплуатант сталкивается с большими проблемами по поддержанию летной годности. А ведь покупая вертолет, он читает записанный в формуляре назначенный ресурс, который составляет 30 лет и 18000 летных часов. Но, чтобы купленная техника полностью выработала свой ресурс (то есть окупила вложенные в нее деньги), через каждые 2000 летных часов вертолет надо ремонтировать. По всей видимости, в рамках монополии, устроенной АО «Вертолеты России» это большая проблема. Именно об этом и говорят американцы.

При этом, они не перестают заявлять, что вертолеты российского производства имеют превосходные летно-технические характеристики и замена их на UH-60 Black Hawks – это вынужденный ход. Не обуславливается ли это тем, что, российская командно-торговая система неспособна должным образом поддерживать летную годность своей высокотехнологической продукции? Похоже, действительно, Россия стала-таки «сырьевой державой» и высокотехнологическая сфера – это не ее «конек». Что касается вертолетов, то, как одноразовый товар, пригодный для использования в первый межремонтный срок, они очень хорошие и качественные, а далее – большая проблема. Но кому нужен такой дорогой одноразовый товар?! Именно в этом и заключается основная причина снижения продаж, о которой докладывал Александр Михеев в бытность еще гендиректором торгово-посреднического холдинга своему вышестоящему начальству.

ОДКБ предложили раскошелиться

Но в холдинге не унывают и на фоне своих неудач ищут новые формы продления своего бытия. По сообщению информационного агентства ТАСС в рамках недавно проведенной в Минске выставки MILEX-2017 «Вертолеты России» решили запустить программу строительства сервисных центров на сопредельных с Россией территориях, которые образуют ОДКБ.
Со ссылкой на заместителя гендиректора холдинга Владислава Савельева, ТАСС сообщает, что: «…в ходе предстоящей выставки компания будет уделять большое внимание вопросам продвижения своих новейших вертолетов, а также вопросам сервиса и послепродажного обслуживания».

Как показывает американская практика, эксплуатации вертолетов российского производства созданием вертолетного сервиса торгово-посреднический холдинг занимается давно и по видимому безуспешно. За все время его существования разговоров о сервисе было более чем достаточно, но ничего толкового создано не было. Примечательно, что одновременно на другом континенте, на выставке SITDEF-17 в Перу, другой заместитель генерального директора этого же холдинга Игорь Чечиков «пел точно такую же песню». Он заявил, что: «В ходе переговоров на предстоящей выставке мы будем уделять основное внимание вопросам сервиса и послепродажного обслуживания…». Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях сокращения заказов, деятели из холдинга решили активно подзаработать на сервисе. В принципе ничего необычного в этом нет, сервис вертолетов российского производства действительно давно следовало наладить не на словах, как это делают в АО «Вертолеты России», а на деле. Но сможет ли это сделать торгово-посреднический холдинг, большой вопрос…

Скорее всего, нынешняя активность холдинга в направлении строительства сервисных центов обусловлена текущим сокращением объемов продаж. При заявленном сокращении военного бюджета РФ, который позволял хоть как-то поддерживать занятость на вертолетостроительных предприятиях России, повсеместное строительство так называемых сервисных центров позволит холдингу еще какое-то время получать деньги на свое существование с потенциальных партнеров. Похоже, что, единственной задачей «торговцев вертолетами» является не технической прогресс и развитие производственных сил в отрасли, а объем средств, которые можно получить, эксплуатируя старый советский производственный задел, доставшийся холдингу даром. Поэтому нынешняя политика холдинга ориентирована, как мне кажется, не на создание новых моделей силами российских КБ Миля и Камова, а ,по всей видимости, именно на приобретение готовых разработок за рубежом. Такая политика несомненно приведет к полному развалу российских конструкторских школ ибо, как известно, конструкторы должны конструировать, в противном случае они подвержены деградации…

Но руководство холдинга, вероятно, это мало беспокоит, в случае окончательного развала российских конструкторских школ, на территории, которую они сейчас занимают, можно будет построить, к примеру, очередной жилой комплекс. И на этом неплохо заработать. А новые разработки теперь приходится закупать у итальянцев…

Продуктовая линейка российских вертолетостроительных предприятий за истекший период совершенно не поменялась, ее основу составляют вертолеты, разработка которых была начата еще в советский период. Можно сколько угодно из года в год называть вертолеты Ми-38, Ми-28, Ка-62 «новейшими», но «новыми» они от этого не становятся. Создается впечатление, что вся пиар-компания АО «Вертолеты России» направлена исключительно на самоуспокоение вышестоящего руководства страны.

Из этой же серии и очередная инициатива по созданию сервисных центров, которая была предложена членам ОДКБ. Вызывает сомнение экономическая эффективность создания сети сервисных центров по периметру России, в то время, когда в стране имеются полноценные и качественные ремонтные производства. Как говорил известный персонаж: «За чей счет банкет, кто оплачивать будет?». Скорее всего в условиях сокращения продаж вертолетов холдинг финансировать эти программы не сможет. Конечно, есть вариант косвенно попросить скинуться на эту программу граждан России и получить финансирование из бюджета (ведь бюджет складывается, в том числе и из налогов, получаемых с населения страны). Но едва ли это возможно, так как нескончаемый затяжной кризис, выхода из которого в ближайшей перспективе не видно, не способствует возможности увеличения бюджетной нагрузки, так как лишних средств в бюджете РФ просто нет. Следовательно, вся эта затея обусловлена тем, чтобы участники ОДКБ скинулись на безбедное существование холдинга в нынешних непростых рыночных условиях?

На практике же создание так называемых сервисных центров может быть реализовано следующим образом: на начальном периоде АО «Вертолеты России» продаст свои, как мне кажется, совершенно бесполезные бумажки, именуемые Свидетельством ремонтной организации, а впоследствии, с их «счастливых обладателей», могут снимать ежегодно по 35-40 тыс. долларов за так называемый «авторский надзор». Именно поэтому холдингу важно создать побольше таких центров? Более никаких приоритетов, обладатели свидетельств торгово-посреднического холдинга, иметь скорее всего не будут.

Хотя некоторым, к примеру, киргизам, обещали возможности ремонта афганских вертолетов. Для этого им, вероятно не без стараний ФСВТС РФ, был предложен господин Токаренко, о котором «Наша Версия» писала в прошлом месяце. Кого предложат другим участникам ОДКБ в качестве соисполнителей, пока неизвестно, афганских вертолетов на всех не хватит. Но то, что в этом процессе могут участвовать Виктор Токаренко и сын Анатолия Пунчука Алесь, сомневаться не приходится. Ведь еще в 2012 году он пытался вытащить деньги из Ростеха на покупку контрольного пакета белорусского ОАО «558АРЗ», мотивируя это тем, что на данном предприятии непременно будут ремонтироваться вертолеты за счет средств Министерства обороны США.

Как видим, «морковка» для всех членов ОДКБ у «Вертолетов России» одинаковая. Проблема в том, что американцы по сути уже официально заявили о замене парка и отправки вертолетов российского производства в утиль. Интересно, чем теперь эффективные «вертолетчики» их холдинга будут загружать сервисные центры в странах ОДКБ? Похоже, надо было решать эти проблемы раньше…
Персоны Компании
Государственно-семейный бизнес Сергея Чемезова
Как руководитель госкорпорации "Ростех" стал богатейшим чиновником.
Рейдерство по наследству
Компанию "Синелаб" продолжают захватывать представители А1.
Пора сажать Николая Меркушкина
Заммэра Самары Сергея Рубакова могут посадить за взятку. Вопросы могут возникнуть к мэру города Олегу Фурсову и даже губернатору Николаю Меркушкину.
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» начала летний сезон с массовых задержек рейсов
Но компания Рашида Мурсекаева совершенно не боится проверок от Росавиации.
Владимир Евтушенков разбушевался
АФК «Система» претендует на контроль в совместном предприятии с «Ростехом».
Умахан Умаханов оставил ядерные силы РФ без гидроприводов
В деле банкротящегося Подольского электромеханического завода наметился новый поворот - СК РФ официально признал факт масштабных хищений.
«Роснано» завершила свою первую инвестицию
Компания продала долю в производстве металлорежущего инструмента с нанопокрытием.
Иннополис: российская Кремниевая долина на государственные деньги
На первый в РФ IT-город Иннополис потратили 20 млрд руб. государственных денег. По плану наша Кремниевая долина должна содержать себя сама, но пока на ней зарабатывают люди, близкие к главе Татарстана и министру связи.
«В споре по реорганизации «Башнефти» наша правовая позиция безупречна»
Михаил Шамолин раскрывает, акции каких «дочек» «Система» выведет на IPO, рассказывает, как компания ответит в суде на многомиллиардный иск «Роснефти», и объясняет, почему по-прежнему верит в инвестиции в России.
Ростех экономит на инвестициях в «Янтарный комбинат»
Госкорпорация «Ростехнологии», получив в собственность градообразующий «Янтарный комбинат», за три года так и не приступила к масштабным инвестициям.
Керимовы космического масштаба
Сын Сулеймана Керимова Саид прикупил подрядчика "Роскосмоса", желая увеличить состояние за счет бизнеса с государством. Сколько потеряет на этом страна?
Михаил Осеевский и Сергей Чемезов изобретут велосипед за деньги налогоплательщиков
"Ростех" и "Ростелеком" собираются создать аналог Skype, а попутно - распилить государственные бюджеты.
Продать «Армату»: как «Ростех» ищет инвестора для Уралвагонзавода
«Ростех» начал поиски инвестора для Уралвагонзавода. Источники РБК допускают, что это может быть концерн «Калашников». В результате на его базе может быть сформирован многопрофильный военно-промышленный холдинг.
«Выход на японский рынок является нашей амбицией»
Владелец «Р-фарма» и президент «Деловой России» Алексей Репик объясняет, как выбирал стратегического партнера в Японии, критикует вредные для бизнеса инициативы власти и объясняет, чем хорош способ решать проблемы предпринимателей через поручения президента.
«Ростех» задумался о продаже производителя «Арматы»
«Ростех» начал поиски инвестора для Уралвагонзавода.
В чем давний знакомый Путина Геннадий Тимченко успешнее однокурсника Медведева Ильи Елисеева
Елисеев купил, но не смог удержать гигантский пансионат управделами президента на Черном море. У Тимченко таких проблем нет.
«Аэрофлот» оставят государству
Белый дом может отказаться от приватизации перевозчика.
Ротенберг столкнулся с Асбестом
В городе Асбест жители готовятся дать отпор Игорю Ротенбергу, желающему построить там вредное химическое производство.