Резонансные конфликты «Авиакомпании «СКОЛ» обросли новыми требованиями со стороны «Сургутнефтегазбанка». Финансисты, ссылаясь на крупную задолженность по кредитам, решили настаивать на изъятии вертолетов и авиационных двигателей у фирмы и реализации их на открытых торгах. При этом рыночная стоимость техники оценена в сумму порядка 2 миллиардов рублей. Потеря воздушных судов может стать серьезным ударом на фоне других разбирательств «СКОЛа». Так, подконтрольная Министерству транспорта РФ ГТЛК уже предъявила организации многомиллиардную задолженность и добилась блокировки ее работы в части санитарной авиации. После этого конфликта «Авиакомпания «СКОЛ» попала в «черный список» ФАС, из которого, судя по всему, безуспешно попыталась выйти через суд. Параллельно были инициированы банкротные разбирательства, к которым, к прочему, присоединились налоговые органы Калининградской области, куда из ХМАО «ретировались» коммерсанты. Сейчас стороны готовятся к новому раунду разбирательств, а наблюдатели вспоминают о сотрудничестве «СКОЛа» с ООН и счетах в иностранных банках, «из которых, в случае несостоятельности, достать средства будет крайне проблематично».
Арбитражный суд ХМАО-Югры рассмотрит требования АО «Сургутнефтегазбанк» (97,7591% акций принадлежит ПАО «Сургутнефтегаз») об обращении взыскания на имущество ООО «Авиакомпания «СКОЛ» (контролируется Сергеем Шиловым).
Как следует из документов, речь идет о 8 вертолетах и двух авиационных двигателях, оцененных финансистами в 2,1 млрд рублей. В частности, в списке упомянуты 3 вертолета Ми-26Т, 2 вертолета Ми-171, 2 вертолета Ми-8АМТ и вертолет Ми-8Т, расположенные в разных частях мира от Сургута и Калининграда до Уганды.
Отметим, что ранее «Сургутнефтегазбанк» уже добился решения суда о взыскании с «Авиакомпании «СКОЛ» 321,5 млн рублей. В ноябре была подана апелляционная жалоба по этому делу.
Примечательно, что эти разбирательства развивались на фоне еще более крупного конфликта авиакомпании с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК, подконтрольна Министерству транспорта РФ).
Как сообщала «Правда УрФО», например, «СКОЛу» от госструктуры были предъявлены требования в суде на 1,8 млрд рублей. Весной арбитраж их удовлетворил, а текущей осенью решение признала обоснованным апелляция.
В целом, по заявлениям ГТЛК задолженность авиакомпании перед лизингодателем превышала 4,2 млрд рублей. В итоге дело дошло до обращений в Росавиацию, которая исключила десятки воздушных судов из сертификата эксплуатанта «СКОЛа» из-за неисполнения обязательств по договорам лизинга.
Как сообщали тогда в самой авиакомпании, это привело к невозможности исполнения вылетов по санитарным заданиям в регионах. При этом в ГТЛК заявляли об отказе «СКОЛа» от добровольной передачи бортов, а бизнесмены называли информацию «о противодействии скорейшему процессу передачи воздушных судов новым арендаторам недостоверной».
К прочему, в авиакомпании подчеркивали, что, по их мнению, действия Росавиации и АО «ГТЛК» вели к фактическому подрыву исполнения приоритетного направления национального проекта «Здравоохранение» – «Развитие санитарной авиации».
В ГТЛК, в свою очередь, называли новых эксплуатантов вертолетов и самолетов: АО НПК «ПАНХ», АО «Русские вертолетные системы», ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка», ООО «АэроГео», ЗАО «Абакан Авиа», авиационная компания «ВЕКТОР».
Так или иначе, «СКОЛ» после расторжения контрактов быстро попал в реестр недобросовестных поставщиков, например, по обязательствам перед ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница». Как сообщали СМИ, в частности, в июле авиакомпания не выполнила вылет в больницу города Чайковский, а позже ситуация повторилась в конце месяца. Срыв обязательств «СКОЛ» объяснил вышеупомянутым решением Росавиации.
Отметим, что «Авиакомпания «СКОЛ» пыталась в суде оспорить решение Управления ФАС по Пермскому краю, а к разбирательствам было привлечено пермское ГБУЗ, но, как следует из данных картотеки, сегодня разбирательства проиграла.
Добавим, что сейчас в отношении авиакомпании ГТЛК инициированы банкротные разбирательства, кроме того, заявление о признании фирмы несостоятельной подано УФНС России по Калининградской области.
«Конечно, «Сургутнефтегазбанк» пытается максимально оперативно вернуть свои средства с учетом всех проблем и угроз банкротства. Пока же с бортов, видимо, выжимаются все соки, а где потом искать концы денег – непонятно. «СКОЛ» сотрудничал и с ООН, и должен обладать счетами в иностранных банках, где, по всей вероятности, могут быть саккумулированы средства, на которые сейчас и претендуют партнеры», – рассуждает собеседник издания.