В рамках авиасалона Ле-Бурже холдинг "Вертолеты России" рассказал о своих планах до 2025 года. Компания намерена довести долю своих продаж в секторе гражданской продукции до 50%. Однако скептики перешептываются, что желающих закупиться у "Вертолетов России" может оказаться гораздо меньше, чем рассчитывает руководство холдинга.
Холдинг принадлежит госкорпорации "Ростех" через "Оборонстрой". Кроме того, в феврале текущего года "Ростех" заключил соглашение с консорциумом РФПИ и арабских инвесторов о продаже 12% акций ВР.
Планы по наращиванию присутствия с гражданском сегменте глава "Вертолетов России" Андрей Богинский объяснил нестабильной ситуацией на "военном" рынке. Якобы это связано с тем, что многие страны завершили процесс перевооружения, а весомые позиции на рынке ВР занимают как раз благодаря военному сегменту. Теперь же холдинг хочет, чтобы его продукцию не только покупали на "гражданке", но и доверяли послепродажное обслуживание вертолетов. Только доверят ли?
Например, неделей ранее Пентагон заявил, что отказывается от закупок российских вертолетов для ВС Афганистана и заменит их техникой американского производства. В военном ведомстве США уточнили, что решение было вызвано "ростом расходов, сложностью обслуживания вертолетного парка Ми-17". Знакомые с ситуацией поговаривают, что отказ американцев от российских вертолетов, похоже, вызван как раз неспособностью "Вертолетов России" обеспечить на должном уровне то самое "послепродажное обслуживание".
И тут уже на "козни США" неудачу российского холдинга не свалить, потому что сами американцы признают, что российская техника была хороша, а отказываться от нее будет сложно. Неужели в "Вертолетах России" творится такой бардак, что платить за него приходится дорого - потерей крупного заказчика? Свое заявление Пентагон сделал аккурат накануне салона Ле-Бурже. Похоже, что "Вертолеты России" сами себе накануне презентации планов на одной из крупнейших площадок по поиску новых клиентов - Ле-Бурже - устроили грандиозную антирекламу.
Степень эффективности руководства "Вертолетов России" можно попробовать оценить, исходя из финансовых показателей компании. Еще до 2015 года холдинг на мировом рынке вертолетостроения занимал четвертое место с долей в 14%. В 2016 году доля снизилась до 10%. Так что "валить" на общую стагнацию рынка свои неудачи, наверное, не стоит, раз позиции "Вертолетов России" снижаются именно в процентном соотношении.
Однако падают и финансовые показатели компании. Так, в прошлом году выручка ВР по международным стандартам отчетности снизилась на 2,5% - до 214 млрд рублей, прибыль вообще рухнула почти в три раза - до 16,2 млрд руб. В свою очередь, рентабельность по EBITDA составила 19%. Еще годом ранее показатель достигал 29,8%. По данным СМИ, конец прошлого года ознаменовался для холдинга сокращением портфеля заказов почти на 20%.
Инвесторы в очереди не стоят?
"Вертолеты России" - единственный в стране разработчик и производитель вертолетов. То есть холдинг можно без преувеличения назвать стратегическим. Да и вообще, топ-менеджмент заявляет о том, что актив для инвесторов очень привлекательный. "Акционер ведет самостоятельные переговоры. Какие-то (переговоры) идут. Они не могут не идти, потому что "Вертолеты России", как актив, очень привлекательны", - заявлял ранее господин Богинский.
Напомним, что ранее глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что иностранным инвесторам может быть продана четверть холдинга. 12% в феврале уже получил консорциум РФПИ и ближневосточных компаний. Но еще на прошлогоднем Петербургском экономическом форуме глава "Ростеха" Сергей Чемезов говорил о том, что консорциум заключил соглашение о покупке 25% ВР. Так почему же в итоге инвесторы рискнули купить вдвое меньший пакет?
О том, что некоторые инвесторы, похоже, "потерялись по дороге", проговорился сам Чемезов, заявив, что "сначала у нас было одно количество инвесторов, потом оно уменьшилось". Назвать сроки проведения второго этапа сделки глава "Ростеха" тогда не смог.
А чем занят сам Чемезов?
По идее, раз основным владельцем "Вертолетов России" является госкорпорация "Ростех", то и спрос за эффективность работы холдинга в конечном итоге должен ложиться на руководство ГК. Однако в осведомленных кругах давно уже поговаривают, что господин Чемезов, бессменный глава "Ростеха", превратил корпорацию в огромную неповоротливую структуру.
У самого Сергея Викторовича, по слухам, дела идут не в пример лучше. По итогам 2016 года топ-менеджер задекларировал 212,1 млн рублей дохода. Его супруга Екатерина Игнатова - ни много ни мало 848,5 млн рублей. Неплохой семейный заработок - более миллиарда рублей за год! Сюда стоит еще прибавить элитные квартиры, дома, земельные участки и парк дорогостоящих автомобилей.
Богатеть дражайшая супруга Сергей Чемезова начала лет семь назад. В свое время в собственности госпожи Игнатовой оказалось 70% компании "Кате". Эта контора ранее заключила с "АвтоВАЗом", совладельцем которого является "Ростех", контракт на 300 млн рублей на поставку автоматической коробки передач. Поговаривают, что господин Чемезов занят тем, что регулярно закачивает в "Новикомбанк", который злопыхатели называют чуть ли не "семейным банком" главы "Ростеха", миллиарды рублей. В прошлом году Агентство по страхованию вкладов выдало банку заем на 7,3 млрд рублей. Весной того же года деньги "лились" в банк беспрерывным потоком: "Ростех" фактически подарил "Новикомбанку" 8 млрд рублей, да в придачу московской недвижимости на 3 млрд рублей. В начале осени 2016 года финансовая организация провела допэмиссию на 12,8 млрд рублей.
Однако за девять месяцев прошлого года "Новикомбанк" все равно умудрился получить рекордный убыток в размере 21,7 млрд рублей! Это породило среди участников банковского сектора слухи, что "неустановленные лица" из числа руководства госкорпорации якобы могли выводить из банка деньги… Накануне стало известно, что "Новикомбанк" может лишиться почти полумиллиарда рублей. Конкурсный управляющий "АвтоВАЗАгрегата" Юлия Жаркова в рамках процедуры банкротства предприятия в судебном порядке оспаривает перечисление 487 млн рублей, которые летом 2015 года "АвтоВАЗАгрегат" перечислил в "Новикомбанк".
Аргументы госпожа Жаркова приводит на первый взгляд серьезные - деньги были перечислены накануне полной остановки предприятия. Эксперты оценивают шансы управляющего как высокие. А сплетники шепчутся, что перевод денег очень смахивает на попытку собственников "АвтоВАЗАгрегата" спасти часть своих средств. Зачастую в подобных случаях спасителю платят "комиссию", и не маленькую.
Злые языки поговаривают, очень уж дорого обходится России содержание Сергея Чемезова и повышение благосостояния его семьи. Может, стоить найти нового управленца, который запустил бы правоохранителей покопаться в документах "Ростеха"? Возможно, в этом случае у компетентных органов возникли бы вопросы к предыдущему главе госкорпорации.