Накануне Госдума приняла в первом чтении законопроект о реновации жилфонда в Москве. Документ был принят - за него проголосовали 397 депутатов. Расселить предстоит порядка 8 тысяч домов, в которых проживает 1,6 млн человек. Речь уже идет не только о расселении пятиэтажек, но и «аналогичных по конструктивным характеристикам» домов.
Далеко не все из них хотят переезжать, но законопроект просто не оставляет им выбора. Эксперты говорят, что стоит ждать громких уголовных дел о хищениях выделенных на реновацию средств.
А мэр Москвы Сергей Собянин действительно может вписать свое имя в историю столицы России - как самый худший градоначальник. Столичные власти решили, что капитальный ремонт всех пятиэтажек города обойдется дороже, чем их снос и расселение жителей по новым домам. Проект можно назвать одним из самых масштабных за последние годы. Поэтому господин Собянин решил «не париться» и по максимуму ограничить москвичам возможность противостоять «великому переселению».
Одна из главных претензий экспертов - отсутствие возможности несогласных судиться. В принятом в первом чтении законопроекте говорится, что жильцам сносимых домов будет предложено подписать контракт. Однако если в течение 2 месяцев жилец не подписывает документ, власти имеют право подать в суд и выселить жильца уже на основании судебного решения.
Самое интересно, что встречный иск обитатель пятиэтажки может подать. Вот только процесс может затянуться надолго, а принудительное переселение на это время приостанавливаться не будет. Кроме того, серьезно ограничен во времени и срок для оспаривания - всего два месяца. Решение о расселении домов будет приниматься на основе голосования. Якобы если большинство жителей дома проголосуют «за» - дом будет снесен, всем выдадут новые квартиры. Но и тут не так все просто. Голосование будет проходить на электронных площадках «Активный гражданин» и «Мои документы». Ранее оппозиционер Леонид Волков уже просил Следственный комитет проверить работу сервиса «Активный гражданин». Затрачено на проект было 185 млрд рублей.
Но проблема в том, что фактически результатами голосования можно управлять и «корректировать». Так, один и тот же человек может проголосовать неограниченное количество раз - необходимо только регистрироваться с разных телефонных номеров. Это уже не говоря о том, что старшее поколение, особенно одинокие пожилые люди не то что с сервисом, но и с интернетом «на вы». Так что же, их голоса фактически останутся без учета?
Добровольно-принудительно
Из текста законопроекта можно сделать вывод, что никаких альтернатив при выборе новой квартиры москвичам предлагать не будут. Хотя это, по сути, является нарушением Земельного кодекса, пункт 3 статьи 56.9 которого гласит, что чиновники обязаны предложить гражданину, которого принудительно лишают имущества, как минимум денежную компенсацию. Надо понимать, что дома, которые будут сносить - это вовсе не окраины современной Москвы. Даже переселение в рамках одного района обернется для значительной части москвичей неудобствами.
Главный закон Российской Федерации - Конституция - напрямую запрещает принудительного лишения человека имущества. Исключение есть - случай, когда имущество изымается «для государственных нужд». Хотя даже в этом случае человеку обязаны предоставить равноценную компенсацию. Формулировка, понятно, очень расплывчатая, и «подогнать» под нее можно многое.
Правда, даже с натяжкой реновация под «госнужды» тянет не очень. Юристы говорят, что уже исходя из нынешнего вида законопроекта можно предположить, что речь идет о новом инструменте лишения людей собственности. Это, как минимум, антиконституционно. Эксперты оценивают затраты городского бюджета на снос пятиэтажек в сумму в размере 2,5-3 трлн рублей. По традиции «освоения» бюджетных средств в России затраты на проект наверняка вырастут. В том числе и потому что мэрии Москвы, скорее всего, придется нанять штат адвокатов, чтобы защищаться в суде от исков насильно переселяемых горожан. Фактически безальтернативное переселение владельцев квартир будет введено для того, чтобы недовольные, как выразился московский градоначальник, не имели возможности годами судиться.
«Конечно, можно пойти по тому пути, когда можно годами судиться. При этом ни один дом переселен не будет», - заявлял Сергей Семенович. На лицо подход «все для горожан». Судиться, правда, скорее всего, все равно придется. Безропотного переселения чиновникам ожидать не стоит.
На страже интересов бизнеса
Высказывают эксперты и опасения в том, что весь проект играет на руку узкому кругу лиц - бизнесменам-застройщикам, многие из которых свободно «шастают» по самым высокопоставленным коридорам. Как мы уже сказали, речь идет вовсе не о периферии российской столице. А о районах центральных или близких к центру, имеющих развитую инфраструктуру. Земля под предназначенными под снос домами, очевидно, золотая. И можно предположить, что в борьбе за право построить на этой земле свои дома девелоперы будут соревноваться в размере «заносов» в столичную мэрию.
По слухам, застройщики намерены требовать, чтобы под расселение пошло не более 30% квартир в возводимых ими многоэтажках. А чтобы такой бизнес был как можно более прибыльным, строить будут как можно более высоко. То есть существует огромная вероятность, что все обернется обыкновенной «уплотниловкой», с которой социальная инфраструктура справляться не будет. Поэтому тратить будут средства налогоплательщиков, а обогатятся в результате особо приближенные представители бизнеса и, вероятно, руководство Москвы во главе с Сергеем Собяниным.
Но самое интересное, что в нынешнем виде законопроект позволяет властям Москвы отправлять на реновацию практически любые дома - все из-за того же хитрого пункта об аналогичных пятиэтажкам «конструкторских особенностей зданий! Возможности передела столичной земли перед застройщиками открываются практически безграничные…
Все говорит о том, что то, как под нужды Олимпиады лишали людей имущества в Сочи. Напомним, что в угоду «имиджевому» проекту, получившему в народе название «Распилиада», людей просто выселяли из их домов. В результате в Сочи появились семьи, которые после 2012 года в прямом смысле остались бомжами. Например, в такую ситуацию попали отец с дочерью, чей дом был снесен для строительства эстакады.