Состав акционеров холдинга «Акадо» изменился, стало известно на прошлой неделе. «Ренова» Виктора Вексельберга продала контрольный пакет «Акадо холдинг» компании «АВК инвестментс» предпринимателя Максима Майореца, а себе оставила 49%, сообщал «Интерфакс». «Ренова», говорит ее представитель Андрей Шторх, давно искала покупателя либо на «Акадо» целиком, либо на долю – актив для нее непрофильный.
Виктор Вексельберг и «Ренова» внесены минфином США в санкционный список 6 апреля 2018 г. В мае того же года выяснилось, что из-за американских санкций система условного доступа «Акадо», которая кодирует передаваемый от провайдера к абонентам телесигнал (то есть фактически делает платное ТВ платным), лишилась техподдержки – ее оказывала Cisco Systems. По словам двух человек, знакомых с менеджерами «Акадо», минимизировать связанные с этим риски (из-за сбоя системы «Акадо» пришлось бы отказаться предоставлять услуги платного ТВ) позволило использование альтернативной системы условного доступа. Какой – собеседники «Ведомостей» не говорят.
После смены собственников «Акадо» снова сможет работать с американскими партнерами, говорит знакомый с менеджерами компании человек.
Учитывая сложности, испытываемые «Акадо» в работе с иностранными контрагентами из-за санкций США, «АВК инвестментс» настаивала на приобретении как минимум 51% акций оператора, говорит Шторх: это позволило вернуть «Акадо» конкурентоспособность и полноценно развиваться без ограничений – как раз разрабатывается новая стратегия.
Майорец ранее был директором по слияниям и поглощениям «Реновы». Сейчас он входит в комитет по стратегии при совете директоров управляющей компании «Роснано». Он подтвердил «Ведомостям», что АВК настояла на приобретении контрольного пакета. «Акадо», как и весь рынок, в тяжелом положении, но у компании хорошие возможности для роста, уверен он.
«Акадо» не фигурировала в санкционном списке SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List), но это не означало, что на компанию не были наложены ограничения, подтверждает партнер юридической компании «Нафко» Павел Иккерт. По его словам, управление по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC) учитывает, что лицо, включенное в список, может попытаться обойти наложенные на него ограничения путем реорганизации бизнеса, дробления, вхождения в капитал иных организаций или путем учреждения новых. Поэтому санкции SDN автоматически распространяются не только непосредственно на тех лиц, которые включены в список (в данном случае это Вексельберг и «Ренова»), но и на организации, в которых лицам, включенным в список, принадлежит 50% и более, объясняет он. Снижение доли «Реновы» в капитале «Акадо» предполагает, что санкционные риски для контрагентов провайдера должны быть сняты, уверен Иккерт. «Акадо» в списке SDN не значится, следовательно, не потребуется долгой и сложной процедуры, через которую пришлось пройти Олегу Дерипаске с «РУСАЛОМ» и En+, надеется эксперт.
На протяжении долгих лет «Ренова» искала покупателя на «Акадо», говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Акадо» не удалась региональная экспансия – ей пришлось продать дочерние компании в Петербурге и Екатеринбурге, однако в Москве у нее довольно сильные позиции, продолжает он. «Акадо» всегда была одним из крупнейших поставщиков для государственных нужд, например для обеспечения интернетом избирательных участков и школ, знает Кусков. Сейчас рынок широкополосного доступа в интернет, на котором «Акадо» занимает 4-е место в Москве, и рынок платного телевидения (у «Акадо» 15%) растут медленно, поэтому компании придется инвестировать в новые решения, например в развитие пакетных тарифов, считает Кусков.
Представитель Cisco отказался от комментариев.