12 октября представитель Минобороны России заявил, что Пентагон приступил к созданию перспективных комплексов для реализации инициативы PGS (Prompt Global Strike), главная цель которой – гарантированный удар по любой точке планеты в течение часа. Как сообщается, в 2022 году в распоряжении США окажется более тысячи ракет новой системы, что превысит число боевых блоков, развернутых на российских межконтинентальных ракетах, а значит, американцы смогут полностью нейтрализовать потенциал РВСН.
«Наша Версия» разобралась, почему в Минобороны именно сейчас заговорили об инициативе PGS, которая разрабатывается в США почти 20 лет, и насколько серьезна эта угроза.
В Минобороны опасаются, что в ближайшее время произойдет совмещение систем противоракетной обороны с ударными системами, которые в перспективе станут элементами системы PGS. Это особенно тревожно, поскольку в настоящее время элементы ПРО активно развертываются в различных регионах планеты, неуклонно приближаясь к границам России. В частности, комплексы Aegis Ashore уже развернуты в Румынии, а в ближайшее время будут размещены в Польше. Япония, опасаясь угрозы со стороны КНДР, также согласилась принять на своей территории элементы американской ПРО.
Противоракеты тайно заменят ударным оружием
В настоящее время американская система противоракетной обороны действительно представляет серьезную силу. Она состоит из более 30 зенитных управляемых ракет комплекса противоракетной обороны GBI (Ground-Based Interceptor), 130 противоракет Standard-3, предназначенных для уничтожения воздушных целей, в том числе баллистических ракет и боеголовок на заатмосферных высотах, а также 150 комплексов ПРО. Большая часть из них находится в составе азиатско-тихоокеанского регионального сегмента ПРО, 60 противоракет развернуты в Европе. Также в российском военном ведомстве предполагают, что США могут заменить в Европе обычные противоракеты крылатыми, которые как раз обладают параметрами Prompt Global Strike. Причем российские военные опасаются, что эта замена может быть осуществлена скрытно и в короткие сроки. Предположительно, в качестве пусковых площадок для ракет PGS может быть использован модернизированный наземный вариант унифицированной корабельной установки вертикального пуска Мk-41, который сейчас используется для пуска противоракет системы ПРО.
Российское Минобороны подозревает США в разработке гиперзвукового оружия – ракет, способных на значительном участке траектории перемещаться со скоростями более 6 тыс. километров в час. Технические характеристики систем ПРО постоянно совершенствуются. К примеру, американцы сегодня активно модернизируют старые и разрабатывают перспективные средства, которые будут способны обеспечить перехват российских ракет на старте, что вписывается в концепцию PGS. Уже в следующем году, сообщают в российском Минобороны, доработанные американские противоракеты Standard-3 модификации 2A будут способны перехватывать стратегические баллистические ракеты не только на среднем и конечном, но и на восходящем участке траектории полета, что позволит поражать баллистические ракеты до момента разведения боевых блоков. В результате под прицелом крылатых ракет окажется вся территория России. Также, по теоретическим расчетам, новые системы позволят практически нейтрализовать российский ядерный потенциал, препятствуя запуску ракет со стартовых площадок.
Кинетическое оружие могут разместить на космических беспилотниках
Одновременно российское Минобороны подозревает США в разработке гиперзвукового оружия – ракет, способных на значительном участке траектории перемещаться со скоростями более 6 тыс. километров в час, в связи с чем их чрезвычайно трудно ликвидировать современными системами ПВО и ПРО. Напомним, что разработка гиперзвукового оружия проводится в рамках инициативы PGS в качестве основного ее элемента. Предполагается создание гиперзвуковой ракеты, а также развертывание систем ракетного запуска с подлодок или авианосцев. Наводить на цель гиперзвуковое оружие, по всей видимости, будут воздушно-космические беспилотные аппараты Northrop Grumman X-47B и орбитальный мини-шаттл Boeing X-37, испытания которых ведутся уже на протяжении нескольких лет. Вся информация об этих проектах сегодня строго засекречена, но специалисты предполагают, что эти комплексы могут стать важным элементом системы быстрого глобального удара. Как минимум данные аппараты совместно с низкоорбитальными разведывательными спутниками смогут обеспечивать целеуказания ударным средствам PGS, а возможно, сами станут носителями кинетического оружия, запускаемого с околоземной орбиты снаряда.
Нужно отметить, что Пентагон уже почти на протяжении 20 лет занимается разработкой систем глобального удара, но пока без заметных успехов. Сегодня сложно сказать, что на самом деле будет в конечном итоге представлять собой американская система глобального удара, учитывая, что даже сама концепция уже много раз менялась. Кроме того, до сих пор США не располагают ни серийными, ни перспективными гиперзвуковыми ракетами. При этом Россия смогла достичь очень серьезных успехов в области создания систем радиоэлектронных помех, что позволит прикрыть войска РВСН от ракетного удара. Во всяком случае, об этом неоднократно сообщалось. Также частично справиться с американским гиперзвуковым оружием способен зенитный ракетный комплекс С-400. Возможно, лучше противостоять средствам быстрого глобального удара сможет перспективная универсальная система противовоздушной и противоракетной обороны С-500. Поэтому не совсем понятно, почему именно сейчас вопрос американской Prompt Global Strike так встревожил российское военное ведомство. Возможно, в Минобороны РФ слишком сильно заигрались в информационную войну или же этот демарш военного ведомства является попыткой убедить власть увеличить ассигнования в оборону.
Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований, эксперт в области стратегических вооружений:
– Инициатива Prompt Global Strike подразумевает возможность нанесения различными средствами поражения удара по ракетам, которые еще не стартовали. Она предусматривает, что США будут обладать большим количеством высокотехнологичных средств поражения, которые смогут в течение часа нанести удар по российским стратегическим ядерным силам. Однако я глубоко сомневаюсь, что США способны на это даже в обозримом будущем. Сегодня нанести такой удар можно только крылатыми ракетами, например Tomahawk, которые являются дозвуковыми, поэтому их потребуется разместить настолько близко, чтобы они долетали до цели в течение часа, а это невозможно технически.
Теоретически быстрый удар может быть нанесен головными частями баллистических ракет, но сегодня их число недостаточно для поражения всех стратегических ядерных сил Российской Федерации. Кроме того, часть стратегических сил России имеет мобильный способ базирования, отчего их вообще сложно уничтожить, поскольку они постоянно находятся либо в полевом районе, либо на маршруте боевого патрулирования.
Возможно, тему Prompt Global Strike затронули именно сейчас, поскольку в США активными темпами идет разработка гиперзвукового оружия – не исключено, что американцы делают в этой области какие-то серьезные успехи. Возможно, Россия пытается таким образом упрекнуть Пентагон в том, что там ведут разработку оружия, которое не предусмотрено никакими договорами, и это несет потенциальную опасность для России. Но возникает вопрос, сколько единиц этого оружия будет произведено, поскольку в соответствии с пражским Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений у России и США может быть развернуто ограниченное число стратегических носителей. Второй вопрос – способы нанесения удара. Можно предположить, что гиперзвуковые аппараты будут запускаться с бомбардировщиков. Но одновременный вылет такого количества бомбардировщиков приведет к нанесению по США ответно-встречного удара. Кроме того, создание большого числа гиперзвуковых аппаратов – это слишком дорого и неподъемно даже для американского военного бюджета.